Если бы не Великая Отечественная война, исчезли бы навсегда из советского обихода слова «Русь», «русский»

Ямпольская Елена Александровна:

Погубить душу гораздо страшнее, чем умереть физически. А ведь именно это — гибель души — грозило довоенной России. Взлетел бы на воздух последний храм, отправился в ссылку последний священник, исчезли бы навсегда из советского обихода слова «Русь», «русский»; и поколения вырастали бы в самонадеянной убежденности, что Политбюро предполагает, а вождь располагает, и выше власти нет, а всё, чем дышали прежде, — в топку… Война забрала миллионы жизней и — сохранила Россию.

Зачистка исторической науки от выбрасывающих «всё, чем дышали прежде, — в топку» теорий замнаркома просвещения РСФСР Михаила Покровского началась задолго до Великой Отечественной войны. На высшем уровне его взгляды получили осуждение в Постановлении Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных комиссаров СССР от 26 января 1936 года. Среди прочего в постановлении отмечалось, что «вредные тенденции и попытки ликвидации истории как науки связаны, в первую очередь, с распространением среди некоторых наших историков ошибочных исторических взглядов, свойственных так называемой „исторической школе Покровского“». Ещё одно постановление, направленное против концепции Покровского вышло 14 ноября 1938 года.

Из ссылки были возвращены и восстановлены в звании репрессированные при активном участии Покровского академики Сергей Бахрушев, Юрий Готье, Евгений Тарле и другие видные историки. Самого замнаркома не сослали и не посадили, но как представляется, лишь потому, что он умер 10 апреля 1932 года. Зато книги покойного изымались из библиотек, а учебники перестали использоваться в школьной программе.

Те же процессы шли и в культуре. Политбюро ЦК ВКП(б) 14 ноября 1936 года запретило пьесу поэта Демьяна Бедного «Богатыри». Утверждённое Политбюро постановление Комитета по делам искусств гласило:

«Ввиду того, что опера-фарс Демьяна Бедного, поставленная под руководством А.Я. Таирова в Камерном театре с использованием музыки Бородина,

а) является попыткой возвеличения разбойников Киевской Руси, как положительный революционный элемент, что противоречит истории и насквозь фальшиво по своей политической тенденции;

б) огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей являются в народном представлении носителями героических черт русского народа;

в) даёт антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа, так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры,

Комитет по делам искусств при СНК Союза ССР постановляет:

1) Пьесу «Богатыри» с репертуара снять, как чуждую советскому искусству.

2) Предложить т. Керженцеву [председателю Комитета по делам искусств — «ИстЛяп»] написать статью в «Правде» в духе настоящего решения».

Вопреки вранью Ямпольской, в одном этом маленьком документе слова «Русь» и «русский» употребляются 5 раз. Более того: в нём положительно оценивается крещение Руси и это не случайно.

Частичный возврат к прежним ценностям и символам — неизбежный этап всех революций, будь то французская 1789 года или русская — 1917-го. У нас это случилось при Сталине, во Франции при Наполеоне, и вражеское вторжение тут не причём. Наполеон подписал соглашение с папой римским Пием VIII 15 июля 1801 года, когда Франция ни с кем не воевала. Встреча Сталина с православными иерархами, после которой в стране началось восстановление церковной жизни, состоялась не в момент приближения немцев к Москве, а 4 сентября 1943 года, когда исход войны уже не вызывал сомнений.

Ямпольская вряд ли знает, кто такие Покровский и Демьян Бедный. Однако, она точно видела знакомый всем нам с детства и впервые вышедший на экран в 1938 году фильм «Александр Невский», где звучит песня «Вставайте, люди русские». И в финале блестяще сыгранный Николаем Черкасовым князь и православный святой говорит: «Не простила бы Русь ни вам, ни нам маломужества, так о том и помните, детям и внукам накажите. А забудете — вторыми иудами станете, иудами земли Русской. Слово моё твёрдо: найдёт беда, всю Русь подыму!»

Великий фильм Сергей Эйзенштейна противоречит теории автора полупорнушной книжонки «Гимн настоящей стерве» с жалобами на противных мужиков, которые любят не душу Ямпольской, а её клитор. Поэтому делается вид, что такого кино вообще не было. Врущий о том, как струсивший после начала войны Сталин с перепугу заговорил о русской истории, телепроповедник Андрей Ткачёв оказался более наглым. Он заявил, что «Александр Невский» начали снимать во время Великой Отечественной.