Побег из плена на самолёте лётчика Девятаева изменил ход войны
Тихонов Сергей Александрович:
Сегодня исполняется ровно 69 лет, как обычный советский лётчик Михаил Девятаев совершил невероятное и стал, по сути, одним из факторов победы в Великой Отечественной войне. Находясь в плену, он угнал секретный фашистский бомбардировщик вместе с системой управления от первой в мире баллистической ракеты Фау-2, а также ценной информацией о первой в мире крылатой ракете большой дальности Фау-1, которые впоследствии стали прототипами советских (впрочем, как и американских) ракетных систем нового поколения.
Крылатая ракета Фау-1 стала большой проблемой для Англии, а впоследствии должна была переломить ход войны на восточном фронте. Ракеты запускались немецкими истребителями с воздуха и эффективно уничтожали объекты на земле. Благодаря военной разведке, в СССР о немецких планах знали и относились более чем серьёзно. 15 июля 1944 года начальник Центрального штаба Войск ПВО генерал-лейтенант Нагорный направил командующему Ленинградской армии ПВО директиву с информацией о подготовке немецкого командования «к обстрелу города Ленинграда снарядами-планерами (самолётами-снарядами) со стороны Финляндии и Прибалтики… Не исключена также возможность применения буксируемых бомб-планеров, управляемых с самолёта по радио».
А первая в мире баллистическая ракета «Фау-2» сыграла немаловажную роль в нагнетании страха среди английского населения и стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. На её основе немцами разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км, которую предполагалось использовать для поражения крупных объектов и устрашения населения на территории США и СССР.
Но советский лётчик Михаил Девятаев оказался способен помешать этим планам сбыться. Исход Второй мировой войны, возможно, был бы другим, если бы не его героический поступок. Михаил попал в плен и оказался среди тех немногих, кто выдержал нечеловеческие условия фашистского концлагеря. 8 февраля 1945 года он вместе с девятью другими советскими пленными угнал бомбардировщик Хейнкель-111 с системой радиоуправления и целеуказания от секретной ракеты большой дальности Фау-2 на борту. Это была первая баллистическая ракета в мире, которая была способна с вероятностью, близкой к 100%, достигать цели на расстоянии до 400 км. Первой целью был намечен Лондон… Михаил приземлился в Польше за линией фронта, добрался до командования, передал самолёт с секретным оборудованием, доложил обо всём увиденном в немецком плену и, таким образом, предопределил судьбу секретной ракетной программы Рейха.
…Его побег с ракетной базы Пенемюнде 8 февраля 1945 г. позволил советскому командованию узнать точные координаты стартовых площадок ФАУ-2 и разбомбить не только их, но и подземные цеха по производству «грязной» урановой бомбы. Это была последняя надежда Гитлера на продолжение Второй мировой войны до полного уничтожения всей цивилизации. Лётчик рассказал: «Аэропорт на острове был ложный. На нём выставили фанерные макеты. Американцы и англичане бомбили их. Когда я прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он ахнул и схватился за голову! Я объяснил, что надо пролететь 200 м от берега моря, где в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Вот почему его не могли обнаружить. А ведь на нём было около 3,5 тыс. немцев и 13 установок «Фау-1» и «Фау-2».
Угнанный самолет Не-111 был… пультом управления ракетой ФАУ-2 — разработанной в Германии первой в мире баллистической ракеты дальнего радиуса действия. Михаил Петрович в своей книге «Побег из ада» публикует воспоминания очевидца побега Курта Шанпа, который в тот день был одним из часовых на базе Пенемюнде: «Был подготовлен последний пробный старт V-2 («Фау-2») … В это время совсем неожиданно с западного аэродрома поднялся какой-то самолёт… Когда он оказался уже над морем, с рампы поднялся ракетный снаряд V-2. …в самолёте, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа, бежали русские военнопленные».
Тихонов не только повторяет байки заведующего Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаила Черепанова, но добавляет к ним собственные и чужие. Например, фантазии о разработке в Третьем Рейхе «грязной» (то есть содержащей радиоактивные материалы, заражающие территорию вокруг взрыва) бомбы, которые он списал из газеты «Аргументы и факты». Авторы этой сплетни ничем её не подтверждают, но зато указывают, что никакого влияния на исход войны «грязные бомбы» оказать не могли. В худшем случае несколько тысяч красноармейцев получили бы смертельную дозу радиации и скончались уже после падения Берлина.
Крылатая ракета Фау-1 никогда не запускалась с истребителей. Подавляющее большинство из почти 25 тысяч изготовленных ракет взлетело с наземных установок и порядка 1,2–1,6 тысяч с устаревших бомбардировщиков «Хейнкель-111». Против военных объектов ввиду низкой точности и надёжности они были малопригодны и поражали в основном жилые кварталы крупных городов, да и то менее эффективно, чем бомбардировщики.
Проект межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 не продвинулся дальше эскизов. Изготовители журналистских фальшивок пытались выдать за её первые старты три неудачных запуска ракеты А4b и попались. Потому что А4b это совсем другое изделие — крылатый вариант серийной баллистической ракета V-2 («Фау-2).
На обстрел Лондона баллистическими ракетами «Фау-2» побег Девятаева никак не повлиял. Немцы продолжали запускать их в течении ещё полутора месяцев — до 27 марта 1945 года. Угнанный Девятаевым «Хейнкель» никак не влиял на процесс, поскольку никаких систем управления «Фау-2» на борту не имел. В письме немецкого инженера Курта Шанпа, которое приводит в своих мемуарах Михаил Петрович, сказано: «на том самом самолёте, который был предоставлен в распоряжение доктора Штейнгофа для наблюдения за снарядом «У-2», бежали русские военнопленные». Ну, а Тихонов, чтобы его враньё про «управление» осталось незамеченным, вырезал опровергающие его слова Шанпа про «наблюдение».