Западнее черты оседлости евреям запрещалось строить синагоги

Шамбаров Валерий Евгеньевич:

Вплоть до XVII века постоянное проживание евреев на территории России запрещалось — если только они не примут крещение. Но в последующем к нашему государству присоединялись западные регионы: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва, Польша, Бессарабия, где существовали многочисленные иудейские общины. Русские цари, как правило, сохраняли жителям приобретённых территорий все права, которые они имели прежде. В том числе и право иудеев жить по своим обычаям и исповедовать свою религию. Но при этом и исконным российским землям сохраняли их прежние права. В том числе право жить без евреев. Так и появилась «черта оседлости». В результате которой иудеи, перейдя под власть Романовых, в общем-то, ничего не теряли по сравнению с жизнью в составе Речи Посполитой. Однако и не приобрели права расселяться, где им будет угодно. Конечно же, в реальности, поскольку государство было единым, эти ограничения постепенно размывались, смягчались. И к концу XIX века «черта оседлости» по сути, означала лишь то, что западнее её запрещалось строить и содержать синагоги.

Шамбаров рисует русских царей какими-то монстрами. Захватили лежащие к западу от Москвы земли с евреями и запретили несчастным строить культовые сооружения в местах проживания! Непонятно только, откуда взялись Брестская синагога, возведённая в 1862 году, Китаевская синагога в Минске, действующая с 1874 года, синагога в Киеве, построенная в 1895-м и множество других.

Или Шамбаров описáлся, а на самом деле имел в виду синагоги к востоку от черты оседлости? Обратив внимание на его клеветнический текст, наш читатель Александр Ермошин указал, что в Нижнем Новгороде синагога существовала, хотя город расположен сильно восточнее черты оседлости. Ведь отдельным категориям иудеев (купцам 1-й гильдии с приказчиками и прислугой, лицам с высшим образованием, цеховым ремесленникам, фельдшерам, аптекарям и др.) разрешалось жить за чертой и молиться в положенных местах.

Потому нижегородская синагога открылась в 1883 году, две ростовских — в 1855-м (в 1868-м на месте обветшавшего деревянного здания появилось новое, каменное) и 1872-м, царицынская в 1888-м… Наконец в столице империи, Санкт-Петербурге, в 1886-м была освящена так называемая Малая синагога, а в 1893-м Большая Хоральная синагога — одна из красивейших в стране, построенная в мавританском стиле.


Большая Хоральная синагога Санкт-Петербурга открылась в 1893 году, когда, по мнению Шамбарова, строить такие здания было строжайше запрещено