За все годы войны был сбит всего один «Илья Муромец»

Фото Александра Миридонова

Мединский Владимир Ростиславович:

Многие ли знают, что русский самолёт «Илья Муромец» был лучшей боевой машиной на полях Первой мировой войны? За все годы войны врагом был сбит всего один «Илья Муромец», и то потому, что команда выполнила задание и «расслабилась» – по дороге на родной аэродром села играть в преферанс. А британские «Дехавиленды» горели и падали постоянно».

Созданный командой одного из крупнейших авиаконструкторов России и США Игоря Сикорского, «Илья Муромец» стал первым в мире четырёхмоторным бомбардировщиком, поднимавшим свыше тонны груза, включая 400 кг бомб. Последние модификации брали более полутонны бомб, скорость возросла с 95 до 137 км/ч, а дальность – с 270 до 540 км. Но лучшим «Муромец» был лишь в начале войны, а далее сказалась отсталость российской промышленности. Италия произвела около 500 машин фирмы «Капрони». Первые модификации несли до 450 кг бомб, а последние – почти 1,5 тонны. Великобритания 1915 году начала производство бомбардировщиков «Хендли-Пейдж», имевших скорость до 160 км/ч и поднимавших восемь 113-килограммовых бомб. «Хендли-Пейджей» выпустили почти 500 против 80 с небольшим «Муромцев».

Основной поставщик германских бомбовозов – компания «Гота» отправила на фронт свыше 500 машин, по тактико-техническим данным примерно равных «Муромцам» или несколько их превосходящим (скорость до 142 км/ч, бомбовая нагрузка до 600 килограмм, дальность до 840 километров). Однако «Готы», по германской квалификации относились к разряду средних, а тяжёлыми считались около четырёх десятков гигантов «Цеппелин-Штаакен». Самые совершенные из них могли пролететь без посадки 1300 км и брали 2 тонны бомб.

Считать «Муромцев» лучшими бомбардировщиками Первой мировой войны нет никаких оснований. Да и потери их не ограничивались одним самолётом. Творение Сикорского продемонстрировало исключительную живучесть, но в боях с немцами погибло четыре самолёта, причём все эпизоды подробно расписаны в работе Марата Хайрулина «Илья Муромец. Гордость русской авиации». Машина любителя преферанса штабс-капитана Головина, застигнутая врасплох 10 сентября 1916 года атакой германского истребителя, в их число не входит. Получив пулемётную очередь, авиаторы смогли ответным огнём повредить вражеский аэроплан и посадить машину. Самолётов британского авиаконструктора Джеффри де Хэвилленд было сбито мнократно больше, но их и построили свыше 12,8 тысяч. Тогда как Россия за Первую мировую войну выпустила менее 4 тысяч боевых машин.