Война на Тихом океане была не слишком успешна для американцев

Фото Равида Гора

Мараховский Виктор:

Семьдесят пять лет назад японские военные самолёты, корабли и подводные лодки напали на базу США в Пёрл-Харборе и устроили ей безусловный разгром, потопив несколько линкоров и уничтожив две сотни самолётов.

Президент США Ф.Д. Рузвельт назвал случившееся днём позора. Америка объявила Японии войну. Сотню тысяч американских граждан японской национальности засадили в лагерные бараки. Началась долгая (и не слишком, кстати, успешная до самой ядерной бомбардировки Хиросимы) война на Тихом океане.

Собственно случившееся (предпосылки, обстоятельства и последствия) требует отдельного исторического экскурса от специалистов. Нас же, уважаемые читатели, больше интересует другой факт.

Сегодня, спустя 75 лет, широкая мировая публика знает данную историю не в той версии, в которой она состоялась. А в куда более позитивной — восходящей, по сути, к художественному фильму с Беном Аффлеком. Фильм вызвал в своё время некоторое удивление критиков, поскольку превращал «день позора» едва ли не в первую победу США во Второй мировой войне (выигранную тоже, естественно, американцами).

К моменту ядерного удара по Хиросиме США отбили основную часть Тихоокеанских островов, захваченных японцами в начале боевых действий, а другие блокировали, оставив гарнизоны дожидаться капитуляции. Сверх того, они вторглись в пределы Японии, овладев островами Иводзима и Окинава. С конца 1942 года США выигрывали все сухопутные и морские сражения на Тихом океане. Американская авиация разрушила значительную часть японской промышленности. Флот Страны Восходящего Солнца практически перестал существовать. Япония потеряла 11 линейных кораблей из 12, 24 авианосца из 30 и 41 крейсер из 45. Оставшиеся стояли на приколе, повреждённые и без топлива.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, а также привлечение Красной Армии к разгрому японцев на севере Китая обусловлены не военными неудачами, а стремлением избежать потерь. Уничтожение 100 тысяч солдат гарнизонов Иводзимы и Окинавы стоило США 20 тысяч погибших. Соотношение неплохое, но прикинув жертвы при десанте в Японию, которую защищала 5-милионная армия, в Вашингтоне поняли, что счёт похоронок пойдёт на сотни тысяч. И решили не рисковать.

В фильме «Перл-Харбор» американская авиация сожжена на аэродромах, а линкоры утоплены, взорваны или выведены из строя, как и произошло 7 декабря 1941 года. Потери японцев невелики, главные герои в исполнении Бена Аффлека и Джоша Харнетта сбили 7 японских самолётов, всего на одну машину больше, чем прототипы их персонажей — лейтенанты Джордж Уэлш и Кеннет Тейлор. Ответная бомбёжка Токио выглядит, прежде всего, символической акций, предпринятой с целью поднять боевой дух и показать уязвимость вражеской территории. На фоне многих отечественных картин, где горстки бойцов лихо жгут десятки немецких танков и сбивают целые эскадрильи, «Перл-Харбор» образец реализма. Кроме него, Перл-Харборский разгром показан в фильмах «Тора! Тора! Тора!» и «Мидуэй», да и вообще картин о военных поражениях хватает. Одно только уничтожение индейцами кавалерийского отряда генерала Джорджа Кастера в бою у Литтл-Бигхорн 25–26 июня 1876 года показано десятки раз. Тогда как в родном кино сцены, где наши несут бóльшие потери, чем противник (как в трагическом воздушном бою из фильма «Живые и мёртвые») можно пересчитать по пальцам одной руки.

Карта из Советской военной энциклопедии наглядно демонстрирует, кто побеждал на Тихом океане в 1943–1945 гг.