Военный воздушный флот Российской империи был лучшим в мире

Тихон (Георгий Александрович Шевкунов):

Вот те самые кожанки, которые потом носили комиссары, предназначались для лучшего тогда в мире воздушного военного флота Российской империи.

Самолётов за 1914–1917 гг. Россия выпустила 3710. Великобритания за то же время дала армии 22 421 аэроплан, Франция — 27 494, а Германия — 33 054 (Kevin D. Stubbs, Ronald J. Grele. Race to the Front: The Materiel Foundations of Coalition Strategy in the Great War).

Может, речь идёт о качестве? Нет, подавляющее большинство российского авиапарка состояло из воздушных машин иностранных типов, принятых на вооружение союзниками. Само собой, имелись исключения, хотя в большинстве с импортными авиамоторами. Это, прежде всего, около 900 гидросамолётов конструкции Дмитрия Григоровича и свыше 70 тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Именно фото одного из них Шевкунов и демонстрирует. Насколько правомерно?

Детище одного из крупнейших авиаконструкторов ХХ века Игоря Ивановича Сикорского «Илья Муромец» к началу войны не имел равных по размерам и грузоподъёмности. Он стал первым в мире четырёхмоторным бомбардировщиком и непрерывно совершенствовался. Последние модификации брали более полутонны бомб, имели скорость 137 км/ч, а дальность 540 км. Но затем в авиационную гонку включились другие страны, и Россия безнадёжно отстала.

Италия произвела около 500 машин фирмы «Капрони». Первые модификации несли до 450 кг бомб, а последние — почти 1,5 тонны. Великобритания с 1915 года выпустила столько же бомбардировщиков «Хендли-Пейдж», имевших скорость до 160 км/ч и поднимавших восемь 113-килограммовых бомб. Основной поставщик германских бомбовозов — компания «Гота» — отправила на фронт свыше 500 машин, по тактико-техническим данным примерно равных «Муромцам» или несколько их превосходящим (скорость до 142 км/ч, бомбовая нагрузка до 600 килограмм, дальность до 840 километров). Однако «Готы» по германской квалификации относились к разряду средних, а тяжёлыми считались около 40 гигантов «Цеппелин-Штаакен». Самые совершенные из них могли пролететь без посадки 1300 км и брали 2 тонны бомб.

Даже учтя, что порядка половины этих самолётов выпущено после выхода России из войны, видно, что Британия, Италия и Германия в несколько раз превосходили Россию по тяжелобомбардировочной авиации. Не являясь чудотворцем, митрополит не может превратить семь десятков «Муромцев» в семь сотен и потому вынужден избегать конкретных цифр, заменяя их пафосными речами.