«Варяг» повредил японский крейсер «Асама». «Кореец» потопил миноносец

Мельников Рафаил Михайлович:

Прикрывая поворот «Варяга», на палубе которого полыхало два сильных пожара, «Кореец» около острова Иодольми развивает особенно сильный огонь, введя в действие сразу оба 203-мм орудия. Их тяжёлые снаряды вызывают пожар на четвёртом корабле в строю японских крейсеров, на глазах всех тонет подбитый миноносец. Кипит море от разрывов и вокруг «Корейца», но прямых попаданий нет и лишь одним осколком пробит борт в носу выше ватерлинии.

Постепенно по мере поворота включаются в дуэль ещё не стрелявшие орудия левого борта «Варяга». Всю свою ярость ожидания под огнём врага вкладывают комендоры в выстрелы по врагу, бесперебойно действует система электрической подачи, позволяя прислуге даже принимать в погреба нестреляющего борта беседки с пустыми гильзами. А вот и результат — взрыв на крейсере «Асама» свидетельствует о новом попадании. Ветер раздувает пожар на его кормовом мостике, «Асама» временно прекращает огонь, а его кормовая башня бездействует уже до конца боя. Удачный выстрел принадлежал старшему комендору Фёдору Елизарову, хозяину только что вступившего в бой 152-мм орудия №12.

Ни единого подтверждения попаданий в японские корабли в бою у Чемульпо 27 января (9 февраля) 1904 года не было на момент выхода первого издания монографии «Крейсер «Варяг» в 1975 году и нет сейчас. Сочиняя о них, Мельников опирается на рапорт командира «Варяга» капитана I ранга Всеволода Руднева, составленного им после боя. О потерях японцев Руднев сообщал:

«По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер “Асама”, который ушёл в док. Также пострадал крейсер “Такачихо”, получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошёл в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер “Такачихо” затонул в море. Миноносец затонул во время боя».

К Всеволоду Фёдоровичу претензий нет, он писал рапорт, не имея точной информации, и специально сделал оговорку, что лишь передаёт сведения из Шанхая. Мельников пересказывает документ, зная, что он неверен, и лишь убирает слова о потоплении «Такачихо». Поскольку этот крейсер успешно прошёл русско-японскую войну и погиб 17 октября 1914 года уже во время Первой мировой, получив торпеду от германского миноносца S-90, записывать его в потопленные при Чемульпо было бы уже совсем явным враньём.

Однако столь же неверен и рассказ о потопленном японском миноносце. В составе действующей у Чемульпо эскадры контр-адмирала Сотокити Уриу их имелось 8 и судьба каждого известна. «Касасаги», «Манадзуру», «Тидори» и «Хаябуса» выведены из состава флота 1 апреля 1919 года, «Аотака», «Кари», «Хато» и «Цубаме» 1 апреля 1922 года, а в 1923–1930 гг. все они пошли на слом. Неудивительно, что Мельников якобы уничтоженный миноносец не называет. Нельзя назвать то, чего нет.

Ничем не подтверждены и повреждения «Асамы», который после потери одной из двух башен главного калибра должен был бы отправиться на ремонт. Между тем на следующий день после боя у Чемульпо броненосный крейсер, временно приданный Уриу, вернулся в состоящую из однотипных с ним кораблей эскадру вице-адмирала Хиконодзё Камимуры. А уже 11(24) февраля прикрывал неудачную попытку заблокировать выход из Порт-Артура путём затопления на фарватере старых пароходов.