Уатт позаимствовал идею паровоза у Ползунова
Михалков Никита Сергеевич:
Первая в России двухцилиндровая паровая машина, паровоз, другими словами. Иван Ползунов, 1763 год. На испытаниях машины, которые состоялись в Барнауле всего через год, присутствовал Джеймс Уатт. Идея ему приглянулась, и в результате он оказался автором этого гениального изобретения под названием паровоз.
Судя по заявлению, которое обнаружил наш читатель Александр Сивашинский, Михалков изрядно поглупел от собственного вранья. Двухцилиндровая паровая машина, это не паровоз, а лишь один из возможных двигателей такового. Ни русский Ползунов, ни британец Уатт паровоз не изобретали — первый в мире паровой локомотив, ездящий по рельсам, продемонстрировал в 1801 году соотечественник Уатта Ричард Тревитик.
Двухцилиндровую паровую машину Ползунов построил действительно впервые в мире. Один поршень его двигателя опускался, когда другой поднимался, и это позволило русской машине совершать полезную работу непрерывно. Уже одно это делает Ивана Ивановича выдающимся изобретателем. Если бы не смерть в 38 лет от чахотки, он, без сомнения, достиг бы ещё много, и возможно, вдохновил бы на что-нибудь и Уатта, но в реальности этого не случилось.
Британский инженер не присутствовал на испытаниях машины Ползунова и вообще в России никогда не был, хотя его и приглашали. Уатт прославился не созданием двухцилиндровой машины, а совсем другими изобретениями. Он первым снабдил паровой двигатель отдельным конденсатором для охлаждения воды и кривошипно-шатунным механизмом для преобразовательного движения. Именно это позволило использовать паровые машины для привода в движения станков, паровозов и пароходов. Тогда как раньше они применялись исключительно для откачки воды из шахт или привода дутья доменных печей, как установка Ползунова.