Стоики и эпикурейцы не были готовы убивать христиан, и те разрушили Римскую империю

Фото Дмитрия Рожкова

Латынина Юлия Леонидовна:

История человеческого общества состоит из того, что приходит фанатик и навязывает свою идею людям. Вот есть благополучная Римская империя, там стоики, эпикурейцы. Вдруг появляется группа людей, которая сообщает, что у них тут кого-то распяли на кресте и он воскрес. И эти люди готовы умирать и готовы убивать. Стоики, эпикурейцы – они как-то не готовы умирать и убивать. И всё, рушится великая Римская империя, и на несколько сотен лет мир погружается во мрак.

Преодоление страха смерти изначально являлось одним из основных положений философской школы стоицизма. Стоики почитали Сократа, который был приговорён к казни, но отказался от побега и спокойно принял яд. Один из виднейших стоиков римский император Марк Аврелий в книге «Наедине с собой» писал: «Боящийся смерти боится или остаться вовсе без ощущений, или получать ощущения иного рода. Но если он будет лишён ощущений, то не будет ощущать никакого зла, если же он приобретает новый вид ощущений, то он станет другим существом, а его жизнь не прекратится».

Основатель эпикурейства греческий мыслитель Эпикур Самосский также учил не бояться ухода из жизни. В его «Письме к Менекею» говорится: «Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Поэтому если держаться правильного знания, что смерть для нас – ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна; не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от неё отнимется жажда бессмертия».

Ни стоицизм, ни эпикурейство не препятствовали своим последователям убивать в случае необходимости. Марк Аврелий был не только выдающимся философом, но и способным полководцем. В 166–180 гг. он отразил нашествие германцев и сарматов, разгромил их и дошёл почти до нынешней столицы Словакии – Братиславы. Лишь эпидемия чумы, смерть императора и воцарение его бездарного сына Коммода, помешали тогда Риму присоединить новые территории.

В последующее столетие ослабившие империю гражданские войны и перевороты велись полководцами не имеющими никакого отношения к христианству. Наоборот, почти все они жестоко преследовали христиан несмотря на их лояльность. Сам Иисус говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», а развивший его учение апостол Павел в «Послании к римлянам» подчёркивал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение».

Осознав полезность новой религии для удержания подданных в покорности, император Константин в 313 году легализовал её и в 332-м издал эдикт об разрушении языческих храмов. В правление Феодосия (379–395) христианство окончательно стало государственной религией, все прочие религии запрещены, но погружению во мрак империи перемены не способствовали. Тьма наступила лишь на западных территориях Римской империи, захваченных германцами в V векe. На востоке держава продержалась ещё много столетий, не только сохранив научно-культурные достижения предков, но и приумножив их. Юристы, архитекторы, судостроители, медики и представители иных специальностей Восточной Римской (Византийской) империи долгое время превосходили европейских. Технические достижения византийцев, прежде всего изобретение «греческого огня», не раз спасали страну от вражеских нашествий и христианство никак их развитию не мешало.