Старшина Самончук потопил немецкий эсминец и взорвал свой корабль

Гречанюк Николай Мокеевич:

1 октября [1917 года — «ИстЛяп»] из Куйвасту (восточное побережье острова Муху) к Соэлозунду для несения дозорной службы вышли эскадренные миноносцы «Победитель», «Забияка» и «Гром». Достигнув линии дозора, они обнаружили в западной части пролива германский крейсер и несколько миноносцев. А вскоре, когда для поддержки дозорных кораблей прибыли канонерская лодка «Храбрый» и эскадренный миноносец «Константин», в проливе показался немецкий линейный корабль «Кайзер». С дистанции 125 кабельтовых он открыл огонь по дозорным кораблям. Вскоре начал обстрел и крейсер. В это время 13 миноносцев устремились на Кассарский плёс, чтобы оказать огневое содействие десантным частям, наступавшим на дамбу. Их решительно атаковали русские эскадренные миноносцы и канонерская лодка «Храбрый». В результате ожесточённого боя 2 немецких миноносца получили тяжёлые повреждения. Не выдержав атаки балтийцев, корабли противника покинули Кассарский плёс.

Исключительное мужество в этом бою проявили моряки эскадренного миноносца «Гром». Немецкий снаряд вывел из строя правую машину, пробил главный и вспомогательный паропроводы, подводную часть борта. Корабль потерял ход, через пробоину хлынула вода. Ценой невероятных усилий команде удалось завести пластырь и перекрыть доступ воде во внутренние помещения. Канонерская лодка «Храбрый» взяла эскадренный миноносец на буксир. Однако при маневрировании в ходе боя буксирные концы лопнули. Завести их снова не удалось. Немцы сосредоточили огонь на «Громе». Эскадренный миноносец получил ещё несколько пробоин в корпусе, лишился надстроек, на нём вспыхнул пожар.

В строю оставались лишь одно кормовое орудие и торпедный аппарат. Заметно таяли и ряды моряков. Борьбу с противником продолжали комендор Мельников, член судового комитета машинный старшина Везденеев, машинист Смирнов, трюмные Гаврилов и Киричук, другие матросы и старшины. Когда у них кончились боеприпасы, под огнём немцев к «Грому» подошла канлодка «Храбрый» и сняла его команду.

На эскадренном миноносце решил остаться минный старшина Ф.Е. Самончук, раненный в этом бою. Когда один из немецких миноносцев приблизился к «Грому», Самончук выпустил по нему торпеду. Раздался мощный взрыв, и немецкий корабль, разломившись пополам, пошёл ко дну. Затем отважный старшина взорвал эсминец, чтобы он не достался противнику.

Потерпев неудачу на Кассарском плесе, немцы решили подойти к Моонзунду со стороны Рижского залива. Утром 4 октября германская эскадра, состоявшая из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 11 миноносцев, 16 тральщиков и 9 катеров-тральщиков, появилась у островов. С получением донесения о подходе противника линейные корабли «Слава» и «Гражданин» приготовились к бою на оборудованной минно-артиллерийской позиции. Около 10 часов береговая батарея на острове Муху открыла огонь по немецким тральщикам. Когда главные силы противника начали втягиваться на минное заграждение, огонь открыли линейные корабли. Уже с третьего залпа «Слава» потопила тральщик, а другой подбила. Немцам в ходе почти трёхчасового боя удалось добиться семи попаданий в неё и двух — в «Гражданина». Германские самолёты сбросили на них до 40 бомб, но безуспешно. Однако превосходство противника в силах заставило русское командование отдать кораблям приказ об отходе. Принявший много воды линкор «Слава» из-за увеличившейся осадки не мог пройти через Моонзунд в Финский залив и вместе с несколькими пароходами был затоплен в узкой части фарватера, чтобы преградить путь немцам.

К 6 октября неприятелю удалось захватить острова Сааремаа, Муху и Хийумаа. Но северная часть Моонзунда с островом Вормси, полуостровом Нукке, городом Гапсаль (Хаапсалу) и гаванью Рогокюла осталась в руках русского флота. Корабли, входившие в состав сил Рижского залива, отошли в Финский залив.

Захват Моонзундских островов обошёлся противнику дорого: в этих боях он потерял свыше 30 кораблей и транспортов; были повреждены и выведены из строя 5 линейных кораблей, крейсер, 10 эскадренных миноносцев и тральщиков.

Фёдор Самончук действительно служил на «Громе» и уже после Великой Отечественной войны за потопление немецкого миноносца получил орден Красного Знамени, но ни единого подтверждения его меткий выстрел не получил. В ходе Моонзундской операции Германия потеряла миноносцы S-64, Т-54, Т-56 и Т-66. Единственным полноценным современным эсминцем среди них был S-64 (водоизмещение 1170 тонн, скорость 35 узлов, вооружение — 3 орудия 105 мм и 2 двухтрубных торпедных аппарата). Остальные безнадёжно устарели и были переоборудованы в тральщики (Т-66 — 180 тонн, Т-54 и Т-56 — 113 тонн, у всех скорость 22 узла, вооружение — 1 пушка 50 мм и 2 торпедных аппарата). Погибли они все на минах, а не от торпеды «Грома» (1260 тонн, 35 узлов, 4 орудия 102 мм и 3 трёхтрубных торпедных аппарата).

В статье «Балтийские эсминцы» журнала «Моделист-Конструктор» (№2, 1976 г.) утверждалось, что «Гром» потопил эскадренный миноносец G-7 (719 тонн, 34 узла, 2 пушки 88 мм и 2 двухтрубных торпедных аппарата), но этот корабль успешно пережил и следующую войну. В качестве репараций его передали Советскому Союзу, под флагом которого G-7 и служил, сперва под названием «Поражающий», а затем как учебное судно «Казанка». Также не подтвердилась версия о торпедировании эсминца B98 (1843 тонн, 36 узлов, 4 орудия 105 мм, 2 двухтрубных и 2 однотрубных торпедных аппарата). Ему оторвало нос миной уже после гибели российского корабля.

Мифом оказался и взрыв «Грома» Самончуком. На самом деле команда оставила повреждённый корабль, В98 попытался его буксировать, но набравший воду через пробоины трофей стал погружаться, и его бросили. Зато легенда осталась жить, попала в исторический фильм Яна Фрида «Балтийская слава», роман Валентина Пикуля «Моонзунд, а заодно и в книги официозных историков типа Гречанюка. Который заодно изрядно преувеличивает вражеские потери. Реально кроме четвёрки миноносцев, немцы лишились 12 тральщиков, противолодочных кораблей и вспомогательных судов.


Германский эсминец В98 буксирует повреждённый «Гром»