Россия — родина подводной лодки

Фото Александра Миридонова

Мединский Владимир Ростиславович:

А ещё Россия — родина подводной лодки. То есть придумывали подводные лодки во многих странах Европы, но было в этих изобретениях нечто очень отличное от русского опыта.

Первые опыты такого рода случайны, значительно отдалены друг от друга по времени и не имеют последствий. Отдельные искорки. Такова лодка голландца ван Дреббеля, построенная в 1620 году в Лондоне, Д. Бушнелла — в 1776 году в США, Р. Фултона — в 1801 году во Франции… Ни одна из них никогда не применялась в деле, хотя теоретически готовилась для боевых действий.

Такова и подводная лодка изобретателя-самоучки Ефима Никонова, построившего её в Петербурге в 1724 году. Но Ефим Никонов пытался поставить на этой лодке паровой двигатель… Безуспешно, разумеется.

В отличие от подводных лодок европейцев в России идея подводной лодки продолжала жить и развиваться. То, что было для Европы забавным экспериментом, который и не должен непременно иметь последствия, в России стало проектом, который хотят осуществить. В 1834 году построена подводная лодка по проекту военного инженера К.А. Шильдера.

Эксперименты продолжались: в 1866 году создана подводная лодка по проекту И.Ф. Александровского. Это первая подводная лодка с механическим двигателем, родоначальница современного подводного флота.

В 1879 году подводная лодка Александровского усовершенствована С.К. Джевецким. Теперь у русской подводной лодки есть система очистки воздуха, перископ, электрические аккумуляторы, система удержания глубины на подводном ходу.

Русские инженеры и к делу подводные лодки приставили. В 1912 году по проекту М.П. Налётова создана подводная лодка «Краб»: первый в мире подводный минный заградитель. Был и проект разведки Ледовитого океана с помощью подводной лодки. Предполагалось пройти подо льдами и выяснить, что же делается на северном полюсе? Проект в конце концов отложили, сочтя слишком рискованным для участников.

Теперь вспомним блестящий фантастический роман Жюль Верна о подводной лодке «Наутилус» и загадочном капитане Немо.

У этой подводной лодки есть всё, что у русской. Разве что скорости хода и способности долго находиться в подводном состоянии Жюль Верн несколько преувеличил. Так сказать, заглянул в будущее. Почти что в российское настоящее.

И капитан Гаттерас у него рвётся к северному полюсу, как и капитан Немо. Но у мечтателя Жюль Верна, у кабинетного теоретика, тратившего силы и время на вымыслы, все это происходит в некой выдуманной им, сконструированной реальности.

Русские традиционно сами себя считают отрешёнными от жизни романтиками, мечтателями, а европейцев — людьми практичными и приземлёнными. Но вот факты: это Жюль Верн мечтал и фантазировал. Придумывал подводную лодку — но в фантастическом романе.

А у практичных, деловитых русских те же самые события — дело не вымысла, не отвлечённой игры ума, а дело составления проекта и перехода от теории к практике.

Просто удивительно, сколько усилий приложено для того, чтобы навести тень на плетень и свалить все с больной головы на здоровую — чтобы представить отсталую Францию, тешащую себя сказками Жюль Верна, технически передовой страной. А передовую, динамичную Россию, которая на практике осуществляла французские мечтания, представить страной, отстающей в развитии… Но как раз на примере подводной лодки хорошо видно: всё наоборот!

Фирменный стиль Мединского — опровержение самого себя в отдельных абзацах — тут во всей красе. Сперва он врёт, что родина подводных лодок Россия. Затем совершенно верно упоминает более ранние подлодки голландца Корнелиуса Ван Дреббеля и двух американцев: Дэвида Бушнелла и Роберта Фултона.

Все они реально плавали, а «Черепаха» Бушнелла, вопреки Мединскому, 7 и 12 сентября, и 8 октября 1776 года пыталась атаковать британские корабли — но неудачно. О её постройке и действиях сохранились многочисленные документы, которые разместил в российском интернете блогер kgf1941.

Как тут доказать наше первенство? Спохватившийся чиновник вспоминает о «потаённом судне» Ефима Никонова и совершенно зря. Потому что все его погружения в 1724–1727 гг. заканчивались авариями. Во время первого испытания судно ударилось о дно, а дальнейшие попытки, по свидетельству журнала Адмиралтейств-коллегии, проваливались «за повреждением и течькою воды». Ну и конечно никакую паровую машину на лодку Никонов ставить не собирался. Он планировал вооружить её медными «огненными трубами» стреляющими зажигательной смесью из пороха и селитры, но в связи с провалом проекта оружие не устанавливалось.

Далее Мединский заявляет, что в Европе дальше «забавных экспериментов» дело не пошло. Зато в России появились подлодка Карла Шильдера, винт которой экипаж вращал вручную, и первая в мире паровая субмарина Ивана Александровского. И здесь налицо жульничество: испытания новых образцов лодок продолжались и в Европе, и в США. Француз Проспер Пайерн совершил погружение на своём подводном мини-пароходе раньше Александровского, в 1854 году, а во время Гражданской войны в США последовала первая успешная атака. Подлодка Конфедерации южных штатов «Хорас Лоусон Ханли» (названа в честь одного из бизнесменов, пожертвовавшего на неё часть своих сбережений) 17 февраля 1864 года с помощью шестовой мины потопила корвет «Хусатоник» (1260 тонн), но и сама погибла вместе с частью экипажа, включая Ханли.

«Краб» действительно первый в мире подводный минный заградитель, но насчёт приоритета России в боевом использовании подлодок столоначальник снова приврал. Наши всадили во врага первые торпеды позже как американцев, так и большинства главных морских держав Европы. Германские субмарины открыли боевой счёт 5 сентября 1914 года, когда U-21 под командованием капитан-лейтенанта Отто Херзинга отправила на дно британский лёгкий крейсер «Патфайндер» (2987 тонн). Далее отличилась U-9 капитан-лейтенанта Отто Веддигена утопившая 4 британских броненосных крейсера: 22 сентября того же года «Абукир» «Хог» и «Креси» (по 12193 тонны), а 15 октября «Хоук» (7890 тонн). За ними последовали тысячи других кораблей и транспортных судов.

На просторах Средиземного моря броненосцам и крейсерам особенно досталось в 1915 году. Среди них британские броненосцы «Трайэмф» (14060 тонн) и «Маджестик» (16060 тонн) потопленные у Дарданелл Херзингом 25 и 27 мая, и турецкий броненосец «Хайретдин Барбаросса» (бывший германский «Курфюрст Фридрих Вильгельм», 10670 тонн), уничтоженный 8 августа там же британской Е-11 лейтенант-коммандера Мартина Нейсмита. Крупнейшими успехами флота Австро-Венгрии стало уничтожение 8 июля итальянского броненосного крейсера «Джузеппе Гарибальди» (7350 тонн) и 21 июля французского корабля того же класса «Леон Гамбетта» (13108 тонн). Первый записал на свой счёт командир U-4 капитан-лейтенант Лотар Лешановски, второй — командир U-5, будущий герой знаменитого мюзикла «Звуки музыки» капитан-лейтенант Георг фон Трапп.

На Балтике наибольшего успеха добились британская Е-8 лейтенант-коммандера Фрэнсиса Гудхарда, 23 октября 1915 года оборвавшая боевой путь германского броненосного крейсера «Принц Адальберт» (9875 тонн), и германская U-26 капитан-лейтенанта Эгенольфа фон Беркхейма, которая 1 октября 1914 года потопила русский броненосный крейсер «Паллада» (7874 тонны). Там же отмечена первая удачная торпедная атака отечественного подплава: «Волк» лейтенанта Ивана Мессера 15 мая 1916 года потопил немецкие транспорты «Бианка», «Гера» и «Кольга» (всего на счету лучшего подводника Российской империи 5 транспортов общим водоизмещением 16,4 тысяч тонн). Уже во время Гражданской войны однотипная с «Волком» «Пантера» лейтенанта Александра Бахтина 31 августа 1919 года оприходовала английский эсминец «Виттория» (1490 тонн). На сегодняшний день это крупнейший боевой корабль, ликвидированный нами из-под воды, но история ещё не закончена и можно надеяться, что главные победы российских подводников впереди.

Знаменитый фантаст Жюль Верн тратил время на книги, которые будут читать, когда о переполненных брехнёй и плагиатом чиновничьих опусах давно забудут. Российский проект подводного похода в Арктику в начале XX века такая же фантастика, как и романы французского писателя, поскольку в принципе не мог осуществиться. Лодку, способную пройти к Северному полюсу, столоначальник не называет и не зря: ни в одном флоте мира тогда такой не имелось. Первая субмарина, достигшая вершины планеты 3 августа 1958 года под командованием Уильяма Андерсона, и вправду звалась «Наутилусом», но числилась в составе флота США и являлась первым в мире подводным атомоходом. Советская атомная лодка «Ленинский комсомол» капитана II ранга Льва Жильцова всплыла у полюса 17 июля 1962 года.