Пушкин просил убрать попа из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Калинин Павел Александрович:

Пушкин, хотя и написал сказку «О попе», не хотел её издавать как человек верующий и просил после его смерти, если сказку всё-таки решат напечатать, заменить персонажа. Жуковский, перед которым поставили задачу издать неизданные произведения Пушкина, в 1840 году издал эту сказку под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике Балде». В наши дни я искал сказку Пушкина в редакции Жуковского, нашёл всего два экземпляра в Москве, в государственной библиотеке. Мне даже не поверили сначала, что есть такая книжка — думали, что опечатка. Издавая эту книгу, хотел восстановить историческую справедливость и доказать, что Пушкин не был богохульником.

Друг Пушкина, поэт Василий Жуковский, заменил попа купцом Кузьмой Остолопом, попадью — хозяйкой, поповну — дочкой и попёнка — сыночком, потому что иначе книгу не пропустила бы церковная цензура. В ходе реформа императора Александра II цензурные ограничения смягчились, и в 6-томном собрании сочинений Пушкина, изданном в 1880–1882 гг., сказка вышла в первозданном виде. Однако продолжал выходить и вариант Жуковского. Церковь считала, что в дешёвых книгах, выходящих массовыми тиражами и доступных большинству населения, отрицательный образ попа недопустим.

Дай волю отцу Павлу, он тоже издавал бы только подцензурный вариант, а пока приходится обосновывать свою позицию примитивной ложью. Нет ни свидетельств, ни документов, что Александр Сергеевич не хотел издавать сказку или просил заменить попа на светского персонажа. Само произведение богохульным не является, в нём высмеивается не Бог, а жадный батюшка. Более того, есть версия, что Балда не простой батрак, а посланник высших сил.

Известный исследователь российского фольклора, доктор филологических наук и профессор Петрозаводского Государственного университета Евгений Неёлов в исследовании «Сказка А. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» («Проблемы исторической поэтики», № 12, 2014) обращает внимание на странное поведение работника. Тот соглашается вкалывать поваром, конюхом и плотником за кашу из полбы и три щелчка в поповский лоб при расчёте. А сверх оговоренного ещё землю пашет и с попёнком нянчится. Для чего здоровому, умелому парню трудиться целый год на столь невыгодных условиях? Если вспомнить, что поп имеет дело с чертями, которые платят ему оброк (бесёнок-внук отрицает это, но бес-дедушка подтверждает), то перед нами матёрый грешник. Разобраться с которым и послан Балда. Божий посланник дождался, когда поп подтвердит связь с нечистой силой и покарал его немотой и безумием с помощью могучих щелбанов.