Николай Олялин в фильме «Окраина» играет каннибала-садиста

Плахов Антон Степанович:

В Киноцентре состоялся показ фильма Петра Луцика «Окраина». Этот режиссёрский дебют известного сценариста, уже показанный в Сочи и Петербурге, отмечен фестивальными призами, но заслужил и несколько суровых газетных рецензий. Картину даже требовали запретить.

Причина столь нервной реакции в том, что перед нами не просто ещё один умозрительно-ироничный опус о «железной пяте олигархии», но настоящая социальная утопия, насыщенная плакатной агитпроповской энергией. Мужики с уральского хутора Романовский, дабы вернуть свою, за их спинами проданную землю, идут войной на «региональную элиту», пускают кровь обкомовцам и кооператорам, а потом символическая тройка головорезов легко расправляется с новорусской Москвой. В луже крови лежит нефтяной король, заграбаставший мужицкую землю, пылает резиденция мирового зла, напоминающая высотку «Газпрома». А на уральской земле начинается счастливая жизнь: мужики выводят в поле трактора, бабы рожают детей, восстановлена справедливость и гармония.

Чёрно-белый фильм переполнен цитатами из отечественной киноклассики — фотографическими, словесными, актёрскими. Название картины отсылает к «Окраине» Барнета, стиль изображения — к «Земле» Довженко и оператора Демуцкого, типажи — к «Чапаеву» и всей мифологии советского монументального киногероизма. Оставаясь безошибочно узнаваемой, она в то же время вывернута наизнанку. Чего стоит хотя бы Николай Олялин (символически безликий Советский Солдат из киноэпопеи «Освобождение») в образе каннибала-садиста в чёрных кожаных штанах, который на привале любит раскрыть книжку стихов.

«Окраина» прекрасный фильм, но Плахов явно смотрел его в пол глаза. Никакие бабы там детей не рожают. У героини Риммы Марковой сын уже взрослый, у жены кооператора в исполнении Галины Золотарёвой сын и дочка по виду недавно в школу пошли. О детях секретарши олигарха, сыгранной Марией Костиной неизвестно ничего, скорее всего у неё их нет.

Герой Олялина Колька Полуянов не каннибал, поскольку людей не ест. Пытает он их не для того, чтобы насладиться муками, а исключительно ради получения информации. Да и притворяющегося сумасшедшим обкомовца, которого Коля загрыз насмерть, он кусал, чтобы нагнать страху и заставить признаться, но перестарался.

Пристрастия Полуянова совсем иные, о которых он откровенно и говорит: «Я, к примеру, войну люблю. Как по мне б, всю жизнь воевал. Только по-честному: чтоб добыча, слава. Чтоб золотыми червонцами награждали или землей с людишками». Никакого садизма и людоедства. Не случайно в разговоре с одним из членов редакции «ИстЛяпа» замечательный актёр рассказал, что роль в «Окраине» — одна из его любимых.