Маршал Голованов облетел Москву 8 декабря с Тихвинской иконой Божией Матери

Блохин Николай Владимирович:

Владимир Николаевич Блохин после войны был сыном «врага народа» и поэтому не мог сделать карьеру, хотя в 1941-м окончил школу с золотой медалью. Он работал мастером-наездником Московского ипподрома. И то, как будущий Главный маршал авиации Голованов 8 декабря 1941 года облетал Москву на «Дугласе» с Тихвинской иконой Божией Матери, я слышал на конюшне моего отца летом 1952 года.

В тот день на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители (мать тоже работала на ипподроме), маршал Александр Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя был командующим военно-воздушными силами Московского округа, генерал-лейтенантом, но на конюшне его все называли Васькой. Его контора была недалеко от ипподрома, и он почти не вылезал из него. Так вот, Василий Сталин подтверждал историю об облёте Москвы с чудотворной иконой, которую рассказывал Голованов. Наверное, слышал о ней от отца или его приближённых.

…Он рассказывал, что, мягко говоря, удивился, услышав приказ Сталина. Метель жуткая, в нескольких метрах ничего не видно — а ему надо лететь на американском «Дугласе» вокруг Москвы. Нельзя ли в другое время найти применение его способностей? Но Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет ещё лучше. И тут он произнёс ключевую фразу: «Варлаам Хутынский, как уже устраивал, так ещё устроит». Выходит, что Сталин знал: преподобный Варлаам может вымолить у Бога губительный для немцев мороз, и, как мог, способствовал этому чуду.

Но вёрнёмся к Голованову. Итак, он получил приказ — совершить облёт Москвы, когда лететь было невозможно. Решил штурмана не брать: лучше он один разобьётся. И чего там штурманить, когда всё равно не видно ничего? Но ему дали очень интересных пассажиров — священника с Иконой и тремя женщинами.

Тогда он говорит батюшке: «Вообще-то так: полёт наш непредсказуем — вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но…». — «Милок, — отвечает батя, — какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!». Представляете реакцию нашего героя? Но батя говорит ещё круче: «Слушай, милок, нельзя ли в полёте, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?..». Тут Голованов не выдержал и рассмеялся.

Взлетел. И вдруг заметил, что в самолёте необычно тихо. Посмотрел: моторы работают — а шума почти нет: прямо как батя просил! Ясно слышны голоса священника и певчих: «Царица моя преблагая, надежда моя Богородице…». А по радио голос из Кремля: «Саша, сделай погромче…». Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали его приближённые после смерти вождя.

Но чудесный полёт продолжался. В мою память врезались слова Голованова: «Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло самолёта) вид как на полотнах Куинджи: кругом метель — а впереди всё видно до самого горизонта». Чудесным образом пилот ясно видел, куда он летел, через «светлый тоннель», в который не проникала метель! Но она бушевала вовсю за пределами этого «луча», поэтому с земли самолёт был невидим и никто не мог его сбить. Быть может, это имел в виду Сталин, называя метель подходящей погодой для такого полёта.

В любом случае успешный облёт Москвы в жуткую метель — это настоящее чудо Божие, которое потом признал маршал авиации, ранее бывший вне религии.

Более того: самолёт с Тихвинской иконой приземлился — и в это время под Тихвином немцы увидели, как на них «наступают 200 русских танков». Не вызывает сомнений, что эта массовая галлюцинация, которая привела к освобождению города, произошла по молитвам Матери Божией.

Всё это рассказывал после войны Главный маршал авиации Голованов моему отцу на Московском ипподроме.

Голованов не мог облететь Москву с иконой Тихвинской Божьей Матери. После захвата Тихвина 8 ноября 1941 года немцы передали её коллаборационистской Псковской православной миссии во главе с митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским). Перед освобождением Пскова Красной армией икону вывезли в Ригу, а затем в Германию. Попав в американскую зону оккупации, она была переправлена в Свято-Троицкий собор в Чикаго, а в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь возвратилась лишь в 2004 году.

Никакой метели 8 декабря 1941 года в окрестностях Москвы не было, за сутки там выпало всего 2,2 мм осадков. Но и лети Голованов в плохую погоду, он никак не мог отказаться от второго пилота, в обязанности которого входило наблюдение за авиационными приборами. Если управлять самолётом при сильном ветре и одновременно следить за показаниями многочисленных приборов (высотомер, вариометр, то есть указатель скорость изменения высоты, указатель скорости, авиагоризонт, указатель поворота, два компаса — магнитный и дистанционный компас и др.) шансы разбиться значительно повышаются.

Уже одни эти факты неопровержимо доказывают лживость Блохина. Тем более кроме его слов и прочих подобных сплетен ни единого подтверждения мифа про облёт Москвы с иконой нет. Полностью отсутствуют и подтверждения массовой галлюцинации под Тихвином, когда немцы якобы увидели перед собой 200 советских танков. Забавно, что распространители байки противоречат друг другу. Одни говорят об иконе Тихвинской Богоматери. Другие, как глава одесского православно-катехизического общества «Щит веры» Георгий Городенцев, о Казанской. Третьи, подобно бывшему председателю Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволоду Чаплину, сразу о нескольких. Четвёртые, вроде замминистра обороны СССР Валентина Варенникова, рассказывают про облёт тихвинской иконы вдоль линии фронта. Пятые заявляют, что лик Девы Марии обнесли вокруг Москвы не на самолёте, а крестным ходом…