К 10 июля 1941 года немцы потеряли в России больше, чем при захвате Европе
Прилепин Захар (Евгений Николаевич):
В общей сложности в период приграничных сражений на линии между Балтийским и Чёрным морем, с 22 июня по 9 июля советские войска отступили на 300–600 километров. При этом они потеряли 747 тысяч человек. Только в плен, согласно, правда, немецким подсчётам, в Белостокско-Минском котле попало 328 тысяч советских солдат. Однако ценой этих огромных жертв советские войска смогли также нанести противнику серьёзные потери. К 10 июля они составили у немцев 79 тысяч человек, 1061 орудие и миномёт, 826 самолётов и 1350 танков. Это немного по сравнению с потерями Красной армии, но оказалось весьма чувствительно для вермахта. Приведём наипростейший факт: немцы столько не теряли, когда они захватывали всю Европу. То есть наши поражения первых недель войны обошлись фашистам дороже, чем «героическая» борьба всей Европы за свободу. Вся предшествовавшая война в Европе с 1939 года обошлась немцам дешевле, чем 20 [если с 22 июня по 9 июля, то 18 дней — «ИстЛяп»] дней войны в Советской России.
Потери в оборонительных операциях Красной армии c 22 июня по 9 июля 1941 года от Балтики до Чёрного моря Прилепин посчитал по исследованию «Россия и СССР в войнах ХХ века» под редакцией генерал-полковника Григория Кривошеева. Просуммировал потери в Прибалтике (88 486 убитыми, раненными и пленными), Белоруссии (417 790), на Украине (241 594). Всего 747 870, из них 588 598 убитыми и пропавшими без вести (в основном пленные, но некоторое количество ушло в партизаны, либо дезертировало).
Мелочами типа потерь в Молдавии и на Черноморском флоте, а также раненых моряков Балтийского флота писатель пренебрёг. Так же, как и категорией, которую Кривошеев обозначил «пропало без вести в пути, и захвачено противником военнообязанных, призванных по мобилизации, но не зачисленных в списки войск». Это между прочим 500 тысяч, значительная часть которых потеряна в первые недели.
Германские потери взяты Прилепиным из так называемых десятидневных рапортов за 1941 год (Heeresarzt 10-Day Casualty Reports per Theater of War, 1941[BA/MA RW 6/543, RW 19/1387–1392]). Согласно этим документам, вермахт лишился к 10 июля 77 438 человек, в том числе 21 387 безвозвратно (почти исключительно убитыми).
В континентальной Европе (без учёта небоевых потерь от болезней, аварий и прочих причин на территории Германии) в 1939–1941 гг. немцы потеряли около 240 тысяч, в том числе порядка 75 тысяч погибшими и пленными. Из них 17,7 тысяч в Польше, 45,5 тысяч во Франции, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге, 4,3 тысячи в Дании и Норвегии и 5,3 тысячи на Балканах, остальные на море, в воздухе и в мелких стычках на франко-германской границе до начала наступления на Францию. Прилепин сжульничал: сравнил гитлеровский безвозврат в Европе с общими потерями на советском фронте. Рядовой Ганс Пупке с головой, оторванной под Варшавой у него приравнен к ефрейтору Фрицу Кнопке, который под Минском получил пулю в зад.
На самом деле немецкие «десятидневки» тоже неполны и после войны их данные существенно скорректировали. Согласно монографиям «Сухопутная армия Германии. 1933–1945 гг.» начальника организационного отдела Генштаба вермахта Бурхарда Мюллера-Гиллебранда и «Немецкие военные потери во 2-й мировой войне» историка из ФРГ Рюдигера Оверманса, безвозврат Третьего Рейха в СССР превысил европейский только к концу июля. Мюллер-Гиллебранд учёл погибших в Северной Африке и пленных, но не учёл часть умерших от ран, а также моряков и лётчиков на востоке и получил 77,1 тысяч на 31 июля. Оверманс поступил наоборот, и у него на ту же дату вышло 88,1 тысяч, но сути дела это не меняет.
С потерями боевой техники картина та же. Немецких танков в Европе за 1939–1941 гг. сгорело и взорвалось несколько меньше, чем в СССР — 1,1 тысячи. Самолётов, наоборот, сбито заметно больше — почти 2 тысячи, не считая воздушной «Битвы за Англию». Однако свыше 500 потерянных машин приходится на транспортники, сбитые при высадках крупных воздушных десантов в Норвегии, Нидерландах, Бельгии и на острове Крит. На советско-германском фронте немцы подобных операций не проводили. Там транспортная авиация стала нести заметные потери лишь с 1942 года, в ходе переброски грузов войскам, окружённым в Демянске, Холме, Великих Луках и Сталинграде.
Активные боевые действия в Европе продолжались 5 месяцев (с 1 сентября по 5 октября 1939 года в Польше, с 9 апреля по 8 июня 1940 года в Норвегии, 10 мая — 25 июня 1940 года во Франции, 6–30 апреля 1941 года в Югославии и Греции и 20 мая — 1 июня 1941-го на острове Крит). Везде Германия одержала полную победу, тогда как в СССР, понеся те же потери за 40 дней, сделала первый шаг к поражению. Этим можно гордиться и без прилепинских подтасовок.