Иван Грозный вошёл в Казань крестным ходом с молитвой и церковным хором, окропляя всё святой водой

Феодор (Николай Львович Казанов):

В один из осколков великой некогда Золотой Орды, в Казанское ханство, как повествует в своём труде «История Русской Церкви» митрополит Макарий (Булгаков), отправился с особой просветительской миссией русский царь Иван IV, именуемый Грозным. Во время его шествия некоторые знамения посылал ему Господь, в которых предвозвещалось о победе русского оружия и благословении Бога над тем предприятием, которое предприняло русское воинство под предводительством царя.

Вставшие лагерем вокруг великого города Казани, воины с военноначальниками и царём стали молиться Богу о том, чтобы Божественная благодать укрепила их оружие. Они молились, постились, исповедовались, причащались. В день назначенной битвы Иоанн Васильевич в походном храме совершал молитву и вдруг услышал звон московских колоколов. Это было знамение о том, что все московские святители и заступники, к которым он молитвенно прибегал, вместе с Царицей Небесной услышали его обращение и дали знак благодатной помощи.

Казань пала в тот момент, когда царь хотел сам поставить ногу в стремя и возглавить эту битву. Но как вошли победители в павший город? Они вошли совершенно непредсказуемо и нестандартно для того времени. Не как обычно влетают разгорячённые янычары, убивая всё на своем пути, грабя, насилуя, предавая огню. Они вошли крестным ходом с молитвой, с предшествием икон, хоругвей, священнослужителей, церковного хора, окропляя всё святой водой, с благоуханием фимиама. Это до глубины души потрясло и язычников, и мусульман, которые населяли некогда великий город.

Наша постоянная читательница Елена обнаружила подлинный шедевр псевдоправославного фэнтэзи. Разумеется, на самом деле войско Ивана Грозного вошло в Казань 2 октября 1552 года не крестным ходом с церковными певчими, а после жестокого штурма, взорвав стены с помощью заложенных в подкоп мин. О чём и свидетельствует написанная через несколько месяцев «Троицкая повесть о взятии Казани».

«Внегда же приспе время чести святое Еуангелие, солнцу же восходящу, и егда кончеваше дияконъ и возгласи последнюю строку во Евангелии: «И будет едино стадо и един пастырь»,и абие яко сильный гром возгреме, и велми земля дрогну. Благочестивый же царь и великий князь из церковных дверей мало поступи и видя градную стену подкопом вырвану и страшно зрение: дым убо от земля яко тма являшеся, и на велику высоту восходящу великия и многия бревна, и онех нечестивых на высоту возметаща и многия побиваше.

И се внезапу вторый подкоп тако же сотвори, и вси людие Бога на помощь призываше, на нечестивых устремишася. Благочестивый же царь и великий князь в церковь на молитву обратися и к слезам слёзы изливая, яко да одолеем до конца врагов своих. И се прииде некий ближник царев и глаголет ему: «Се, государь, велие время приспе тобе ехати, яко бой убо велик во граде, и многия полки ожидают тобя, государя». Царь же отвеща ему: «Аще до кончания молитвы пождем, велию милость от Христа приимем — велие бо оружие молитвеное на враги наша».

И се вторая весть прииде, царь же и великий князь слышав, из глубины воздохнув и слезы многия пролияв, глаголаше: «Не остави мене, Господи Боже мой, и не отступи от мене, вонми в помощь мою!» И прииде ко образу великого чюдотворца Сергия, и приложися к нему, и целовав любезно. И рече: «Угодниче Христов, помогай нам молитвами своими!» И причастився святыя воды, и доры вкусив, и тако же и Богородицына хлеба вкусив.

И литоргии скончаней бывши, благочестивый же царь исходит из церкви, весь якоже осенен, молитвою вооружен. И обращься к своим богомольцем, рек: «Мене убо благословляйте, а вы безпрестани Бога молите, да вашими молитвами Господь поможет нам на противныя враги наша». И седе на царской свой конь, вооружився крестом животворящим, сице рек: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми подщися! Суди, Господи, борющимся с нами и противящимся врагом нашим, и да будут яко прах пред лицем ветру! О сродницы наши и заступницы русстии Борисе и Глебе, будите нам в сий час заступницы и помощницы на противныя враги наша!»

Видевше вси людие, яко государь к ним приближися, и в той час от всех стран на стену градную, яко на крылех, возлетеша. И на всех стенах православнии сташа, Богу им помогающу, и нечестивых нещадно сечаху. И толико нечестивых сечаху, яко по удолиям крови течаху. И милостию и помощию всесильнаго Бога начаша православнии нечестивых одолевати. И уже православнии к цареву двору приближающуся и нечестивых нещадно сечаху.

Нечестивии же вси собравшеся на царев двор, и нечестивии, видевше свою конечную погибель, и друг другу глаголаше: «Бежим, бежим убо скоро от них, яко Бог по них побарает и многия наша уже умроша». И начаша из града с стены метатися, и многия к лесу на побежение устремишася.

И в той час весть приспе ко благочестивому царю и великому князю, что за градом многия люди со града сметашася и побегоша, тамо же царя и великого князя воеводы на той стране и многих нечестивых побиша; инии же на иную страну побегоша. На тех же царь и государь вскоре посла дву боляринов и с ними своих дворян. И тамо они толико нечестивых побиша, яко от реки и до лесу на велицем лузе мертвии лежаху.

И уже великою милостию Божиею и помощию всесильнаго Бога нашего Исуса Христа и молитвами пречистыя владычица нашея Богородица, и молитвами и пособием великого архистратига Михаила и всех святых, и всехъ руских чюдотворцов и наших заступников и помощников молитвами, благочестивый царь и государь нашъ великий князь со своим православным воинством брався с нечестивыми и одоле. И до конца нечестивых православнии избиша, и царя казанского Едигара Каса-Ахануловича изымаша, и знамена его взяша, и ко благочестивому царю нашему и великому князю его приведоша, и град Казань взяша, яко убо стада полон гоняхутъ. Се же мы своима очима видехом, не ложно бо есть писание, но истинна.

Нечестивых же толико побиша, яко убо внутрь града стен толико мертвых нечестивых онех казанских татар лежаше, яко и з градными стенами сравнятися трупие мертвых. Во градных же вратехъ и во граде яко грамады мертвии лежаху, за градом же — во рвех и по Казани реце и за Казанию рекою — бесчислено множество мертвыхъ бысть.

И видев же благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии таковое милосердие Божие на себе и на всем своем христолюбивом воинстве, и руце воздевъ ко Господу, благодарныя молитвы приношаше, сице глаголя: «Слава тебе, всемилостивый Господи Исусе Христе сыне Божий, давый нам победу на враги наша! Десница твоя прославися, Господи, в крепости, десная ти рука, Господи, сокруши враги наша. Что ти воздаммы, Господи, за вся благая, яже воздал еси нам? Слава тебе, премилостивый человеколюбче Господи, яко не презрел еси моления раба своего! Слава тебе, Господи, яко малое воздыхание сердца моего и слезы услышал еси и прошения наша исполнил еси, и милость свою великую излиял еси на нас, и сопротивных наших до конца потребил еси.

О премилостивая владычице Богородице, слава тебе, яко твоими молитвами и заступлением побежени быша враги наша. О всемилостивая госпоже владычице Богородице, ты со всеми святыми да и с нашими заступники — новыми рускими чюдотворцы умолила еси Господа нашего Исуса Христа з безначальным его Отцем и животворящим Духом, да услыша Господь молитву твою и дал нам победительная на сопостаты, и покорил нам враги наша под ноги наша. И о всех сих прославляется святое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и въ веки веком. Аминь».

Именно так всё и происходило. Царь и его войско, как и положено православным людям, помолились перед битвой, после неё воздали хвалу небесным силам за победу, а между молитвами взорвали подкопы, влезли на стены и вырезали вражеский гарнизон.