Герой повести «Праздник Святого Йоргена» Микаэль Коркис остался несчастным и одиноким

Никулин Лев Вениаминович:

Я перечитывал «Праздник святого Йоргена». Повесть эта позабавит читателей перечислением теологических трудов никогда не существовавших богословов: епископа Никодима, Птоломея Правдолюбца, профессора А.П. Бриллемана, магистра Йенсена. Их труды, вероятно, мало чем отличались от многочисленных брошюрок, издаваемых в Лурде. Празднества в честь святого Йоргена, соборный капитул, хранители «Евангелия от Йоргена» — все это изображено Бергстедом зло, с сатирической солью, достойной хороших образцов антиклерикальной литературы.

Микаэль Коркис — натура крайне противоречивая, и автор не пытается как-то сгладить или примирить эти противоречия. Микаэль красив, мужествен и умён, а когда-то у него было ещё и мягкое и отзывчивое сердце. Но жизнь не только закалила его дух, она озлобила его. Он решил, что в мире, где сильный пожирает слабого, надо быть сильным, и только сильным. Он победил соборный капитул, с триумфом возвратился в родной город, утолил своё честолюбие и жажду мести, вдоволь поиздевался над первосвященниками и паломниками… но счастливее от этого не стал. Он лишь ощутил страшную пустоту: сбылись его самые дерзновенные мечты, а он остался таким же одиноким, каким был всю жизнь…

Наглость вранья Никулина пробивает дно. В последних главах повести вор Коркис уезжает с изъятым у церковников золотом и дочерью Гроссмейстера Капитула Святого Йоргена, чтобы жить в любви и согласии:

«Прошло два месяца. Микаэль и Олеандра достигли северного берега очень широкой реки. У одного ландграфа, который был по уши в долгах, они купили чудесный горный замок Фалькенберг. В замке этом уже давно никто не жил, и окрестные жители поговаривали, будто в нем водились привидения. Но граф фон Темпельхейм привидений не боялся; он роскошно отделал свой новый замок и превратил его в родовое гнездо. Микаэль и Олеандра прожили долгую и счастливую жизнь со своими детьми и внуками».

В замечательном фильме «Праздник святого Йоргена», который снял в 1930 году режиссёр Яков Протазанов, действие перенесено в ХХ век и финал слегка изменён. Там Коркис не предаёт и не отправляет на виселицу своего подельника Франца, а увозит его вместе с Олеандрой. Однако суть не изменилась: обаятельный преступник получил и богатство, и красавицу-жену.