Брежнев не праздновал День Победы

Фото Дмитрия Рожкова

Латынина Юлия Леонидовна:

При Брежневе День Победы не праздновали… Более того, при Брежневе абсолютно лояльную «Блокадную книгу» Даниила Гранина запрещали в Ленинграде. Ну, зачем знать публике, как мать положила умершего братика за окно и кусочками его кормила дочку? … Голод был не для всех. Не было его, например, для секретаря Ленинградского обкома партии товарища Жданова. Вот лётчик Михаил Жигалов, довольно ярко вспоминал, как в то самое время, когда эта мама кормила братиком дочку, для Жданова в Ленинград возили персики. И наши псевдопатриоты, которые считают, что почитание палачей российского народ — это и есть любовь к Родине, они потратили немереное количество сил, чтобы дискредитировать эти и другие подобные воспоминания. У них Жигалов, фронтовой лётчик, герой, который умер в 1979 году превращается в либераста, лгуна, очернителя светлой памяти великого Жданова. Они там были, возили грузы под обстрелом в блокадный Ленинград, а он там — сука! — не был, всё наврал…

И был город Ленинград, разговоры о блокаде которого надо начать с карты. Потому что если вы посмотрите на этот город на карте, то первый вопрос, который вы зададите, «А как же его можно блокировать?» Потому что, действительно, на юге и юго-западе этот город соединён сушей со всей остальной Россией. Вверху у него Финляндия. Слева — Балтийское море, справа — Ладога. Всё-таки морской порт. Вот, собственно, перешеек между Балтийским морем и Ладогой и был перерезан 29 августа, когда немцы взяли железнодорожную станцию Мга, 8 сентября они заняли Шлиссельбург, отрезав тем самым Ленинград от большой земли с юга. Однако справа и слева от Ленинграда — вода. Слева — то самое Балтийское море, которое есть «окно в Европу». Вы будете смеяться — на нём господствовал Балтфлот. В принципе, через Балтийское море можно было везти продовольствие в город через нейтральную Швецию… Но, конечно, разумеется, в таких сложных схемах не было надобности, потому что справа от Питера находится Ладожское озеро. 60 километров берега были свободны от немцев. На другом берегу была Россия. Расстояние или 30 или 100 километров пути по воде в зависимости от того, откуда плыть, это расстояние даже тихоходная баржа проходит ночью, чтобы не попасть под авианалёт. В этом смысле блокированная железная дорога и отсутствие других видов транспорта — это не одно и то же. Потому что, в общем, человечество-то, в течение 140 тысяч лет существования не всегда имело железные дороги, оно не всегда по ним снабжалось. Оно чаще всего как раз снабжалась по воде. Вся Римская империя снабжалась по воде. Римский военачальник вообще бы не понял проблемы. «Как? — сказал бы, — Вот мы по Дунаю, по Рейну, по Средиземному морю всё возим. Вот у вас Ладожское озеро».

Вы скажете: «Вот даёт Латынина! Во времена Рима не было артиллерии, не было кораблей, не было авиации противника». Поэтому давайте разберём конкретно. Первое: артиллерия. Ладога — это самое больше пресноводное озеро в Европе. Площадь его 18 тысяч квадратных километров. Поэтому сделать так, чтобы полевая артиллерия противника тебя не достала, это не большая проблема. А садить по таким площадям из дальнобойной артиллерии — это стрелять в небо. Второе: немецкий флот по понятным причинам на озере отсутствовал, равно как и подлодки, которые охотились на арктические конвои. Остаётся третье: авиация. И, конечно, в сентябре-октябре, когда световой день уже невелик, шансы самолёта попасть в баржу, которая идёт предпочтительно ночью, были не очень высоки.

Именно после прихода к власти Брежнева, Президиум Верховного Совета СССР издал указ №3478-VI от 26 апреля 1965 года «Об объявлении 9 мая нерабочим днём». Про персики (согласно другим версиям, ананасы и пирожные) для главы ленинградских коммунистов Андрея Жданова рассказывал не скончавшийся в 1979-м лётчик Михаил Жигалов, а его дочка в интервью «Московскому Комсомольцу» 15 августа 2012 года. Пользуясь тем, что папа не выпорет за враньё.

С моря какой-либо подвоз в Ленинград исключался. Балтийский флот был загнан в Финский залив и намертво блокирован немецкими минными заграждениями, подкреплёнными авиацией и подводными лодками. Через эти заграждения могли прорываться только подлодки, да и то с крайне незначительными результатами и огромными потерями. Сведя документы обеих сторон, портал «Великая Отечественная под водой» подсчитал, что за 1942 год подводники утопили лишь 0,81% тоннажа немецких грузоперевозок (45 383 тонны из 5 592 189 тонн). Поскольку из 29 лодок не вернулось 12, новые походы признали нецелесообразными и с декабря 1942-го по сентябрь 1944-го советские подводники бездействовали. Возобновить походы они смогли лишь после выхода Финляндии из войны, выходя в море, через её территориальные воды с помощью финских лоцманов.

Немногим проще сложилась ситуация и на Ладожском озере. Его площадь действительно 17 870 км², но большую часть побережья занимали финские войска. Красная армия контролировала берега лишь южной части с акваторией менее трети от общей. Бомбить и простреливать её можно было почти насквозь, особенно в условиях господства в воздухе немецкой авиации. Да и вражеский флот вопреки вранью Латыниной на озере присутствовал. Немцы, итальянцы и финны сосредоточили там 21 десантную баржу, в том числе 7 тяжёлых с 88-мм орудиями и 19 катеров, включая 5 торпедных. В ночь на 22 октября 1942 года противник попыталась захватить расположенный на советских коммуникациях остров Сухо, но был отбит гарнизоном и Ладожской флотилией, потеряв 5 кораблей.

Захватив бóльшую часть западного и восточного побережья Ладожского озера, финская армия чрезвычайно затруднила снабжение блокированного Ленинграда