Битву с японскими пилотами за Гуадалканал американцы называли охотой на уток

Жуков Клим Александрович:

Японцы были очень серьёзные вояки. Исключительно. Это потом, после Мидуэя, когда у них палубные авиакрылья опытных пилотов проредили… Японцы не успевали просто восстанавливать тот класс лётного состава, который у них был перед войной и в начале войны. Они просто не успевали их так готовить, как привыкли готовить. Очень понизился класс пилотов и там битву за Гуадалканал американские пилоты называли охотой на уток.

Разгром японского флота в битве у острова Мидуэй 4–7 июня 1942 года стал переломным моментом войны на Тихом океане. Направив к Мидуэю авианосцы «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю», японцы потеряли их все вместе с 253 истребителями, бомбардировщиками и торпедоносцами. Бóльшая часть самолётов пошла на дно вместе с кораблями. Потери лётного состава оказались меньше, чем кажется — 110 человек. Основную часть сняли эсминцы прикрытия.

В начавшемся 7 августа 1942 года сражении за остров Гуадалканал под флагом с восходящим солнцем действовали авианосцы «Дзуйкаку», «Дзуйхо», «Дзюнъё», «Рюдзё», «Сёкаку» и «Хиё». Соединённые Штаты, потеряв за первые полгода войны авианосцы «Йорктаун» и «Лексингтон», выставили в ответ «Саратогу», «Уосп», «Хорнет» и «Энтерпрайз». Бились авиагруппы обеих сторон почти на равных. Японцы лишились лёгкого авианосца «Рюдзё» (13 773 тонны, 48 самолётов), но превратили в развалины тяжёлый «Хорнет» (29 144 тонны, 85 самолётов), который затем был оставлен экипажем и затоплен. Также на счету японских лётчиков 1 крейсер, 3 эсминца, 2 транспортных судна и буксир. Палубные бомбардировщики и торпедоносцы США потопили 2 крейсера и 4 эсминца. Сверх того, они уничтожили 11 транспортов и добили повреждённый артиллерией линейный корабль «Хиэй», но не вполне самостоятельно. Часть бомб, попавших в линкор и 3 транспорта, сброшены с четырёхмоторных стратегических В-17 наземного базирования, а в уничтожении большинства остальных участвовала авиация морской пехоты.

Флотская авиация США потеряла у Гуадалканала до 700 самолётов, японцы — порядка 1000. Именно здесь был перемолот кадровый состав их морской авиации. Только в главных столкновениях авианосцев — у восточных Соломоновых островов 24–45 августа и у островов Санта-Крус 26 октября 1942 года — погибло 209 членов экипажей японских самолётов — почти вдвое больше, чем у Мидуэя. Особо роковую роль сыграло пренебрежение японцами спасением сбитых пилотов. Подавляющее большинство их погибло, тогда как американцы своих в основном вытаскивали, сохраняя ценные кадры.

Охотой на птиц, только не на уток, а на индеек, американские лётчики назвали битву у Марианских островов 19–20 июня 1944 года, когда драться пришлось в основном с еле обученными новобранцами. Вице-адмирал Фредерик Шерман в мемуарах «Война на Тихом океане. Авианосцы в бою» вспоминал, что на каждый сбитый в воздушном бою американский самолёт рушились в воду 20 вражеских. Авианосные группы японцев не досчитались 426 самолётов. Сверх того, было уничтожено порядка 200 японских аэропланов берегового базирования. Морская авиация США потопила авианосец «Хиё» и 2 танкера, а сама от огня вражеских истребителей и зенитной артиллерии потеряла лишь 43 самолёта и ещё 80 утонули или разбились при ночных посадках.