Азазель Акунина пытает детей в своём интернате, чтобы с их помощью прийти к власти

фото Дмитрия Рожкова

Быков Дмитрий Львович:

Главная проблема русской литературы — это проблема сверхчеловека, и она вся на это нацелена. Это Раскольников, Рахметов, это в огромной степени Долохов, это фон Корен, и неслучайно, кстати, именно фон Корен так отзывается в Фандорине, чеховский герой, это в том числе и Базаров. Но как этого сверхчеловека создать, во-первых? И, во-вторых, что ему делать среди остальных? Та же проблема, которая волновала Стругацких, людены появились ведь биологически, это следующий этап человеческой эволюции. А можно ли дотянуться до люденов? Может ли, например, Виктор Банев в «Гадких лебедях» стать мокрецом? Ему говорят, нет, не надейся, это генетическое, врождённое заболевание, а он уже видит у себя эти круги под глазами. Нет, нельзя. А вот Акунин в «Азазели» поставил рискованный эксперимент, он пытается доказать, что можно. Вопрос в том, какой ценой…

Там вот главная героиня, которая и есть главная злодейка, она создаёт интернат для сверхчеловеков, та же самая тема, которая есть и у Стругацких, и, кстати говоря, у Бориса Натановича в «Бессильных мира сего». У Бориса Натановича вообще для того, чтобы активизировать дарование этих людей, чтобы вызвать к жизни их настоящие таланты, их иногда просто пытают, это довольно страшная история. Но проблема-то в том, что «а как иначе?». А что иначе вы можете сделать? Да, действительно, вот эта демоническая Азазель, эта страшная женщина, она растит сверхчеловечков очень жестокими способами, она растит их, конечно, для того, чтобы с их помощью прийти к власти и перевернуть мир, но нет другого способа вырастить сверхчеловека.

Героиня «Азазеля», баронесса Маргарет Эстер, жестока. При необходимости она легко убивает людей, которые стоят у неё на пути, или желая завладеть их капиталами. Но только не своих воспитанников. Ни единого слова в книге об этом нет — только о развитии способностей подопечных детишек.

«Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем Божью искру, и в девяти случаях из десяти её находят! Здешнее заведение совсем новое, три недели как открылось, и работа ещё в самом начале. Мои люди взяли из приютов, а подчас и прямо с улицы сто двадцать мальчиков-сирот в возрасте от четырёх до двенадцати лет. Если ребёнок старше, с ним уже трудно что-либо сделать — личность сформировалась. Для начала мальчиков разбили на возрастные группы, и в каждой свой учитель, специалист по данному возрасту. Главная обязанность учителя — присматриваться к детям и исподволь давать им разные несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребёнке талантливее — тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально. Я работаю с детьми сорок лет, и вы не представляете, сколь многого достигли мои питомцы — в самых различных сферах».

Изуверскому эксперименту со стиранием личности леди Эстер велит подвергнуть сыщика Фандорина, который проник в её тайну, но учеником не является. Перевернуть мир баронесса действительно желает, но приходить к власти не собирается. Понимая, что ввиду преклонного возраста не имеет никаких шансов.

«Сначала я просто хотела спасти бедных, обездоленных детёнышей человеческих. Я хотела сделать их счастливыми — скольких смогу. Пусть сто, пусть тысячу. Но мои усилия были крупицей песка в пустыне. Я спасала одного ребёнка, а свирепый Молох общества тем временем перемалывал тысячу, миллион маленьких человеков, в каждом из которых изначально горит Божья искра. И я поняла, что мой труд бессмысленен. Ложкой моря не вычерпать. — Голос леди Эстер набрал силу, согбенные плечи распрямились. — И ещё я поняла, что Господь дал мне силы на большее. Я могу спасти не горстку сирот, я могу спасти человечество. Пусть не при жизни, пусть через двадцать, тридцать, пятьдесят лет после моей смерти. Это моё призвание, это моя миссия. Каждый из моих детей — драгоценность, венец мироздания, рыцарь нового человечества. Каждый принесёт неоценимую пользу, изменит своей жизнью мир к лучшему. Они напишут мудрые законы, откроют тайны природы, создадут шедевры искусства. И год от года их становится все больше, со временем они преобразуют этот мерзкий, несправедливый, преступный мир!

– Какие тайны природы, какие шедевры искусства? — горько спросил Фандорин. — Вас ведь интересует только власть. Я же видел — у вас там все сплошь генералы да будущие министры.

Миледи снисходительно улыбнулась:

– Друг мой, Каннингем ведал у меня только категорией F, очень важной, но далеко не единственной. «F» — это Force, то есть все, имеющее касательство к механизму прямой власти: политика, государственный аппарат, вооружённые силы, полиция и так далее. А ещё есть категория «S» — Science, категория «A» — Art, категория «B» — Business. Есть и другие. За сорок лет педагогической деятельности я вывела на путь шестнадцать тысяч восемьсот девяносто три человека. Разве вы не видите, как стремительно в последние десятилетия развиваются наука, техника, искусство, законотворчество, промышленность? Разве вы не видите, что в нашем девятнадцатом столетии, начиная с его середины, мир вдруг стал добрее, разумнее, красивее? Происходит настоящая мирная революция. И она совершенно необходима, иначе несправедливое устроение общества приведёт к иной, кровавой революции, которая отбросит человечество на несколько веков назад. Мои дети каждодневно спасают мир. И погодите, то ли ещё будет в грядущие годы… О, как расцветёт наша планета, когда её возглавят мои Азазели! И это могло бы произойти так скоро — через каких-нибудь двадцать лет. Остальные же питомцы эстернатов, не посвящённые в тайну «Азазеля», просто идут по жизни своим путём, принося человечеству неоценимую пользу. А я всего лишь слежу за их успехами, радуюсь их достижениям и знаю, что, если возникнет необходимость, никто из них не откажет в помощи своей матери».

Сорок лет педагогической деятельности, годы благотворительности ранее, детство и юность, плюс ещё два десятилетия на приход учеников к власти над миром. Совершенно очевидно, что если леди Эстер и доживёт до этого светлого дня, то не раньше, чем приблизится к своему 90-летию. Потому ни о какой власти над миром, она и не мечтает.

Ну, а старина Зильбертруд доказал, что он и Акунина не читал. Точно так же, как Горького, Чехова и других писателей которых обозревает.