«Варяг» потопил «Асаму»

Батхан Вероника Владимировна (Ника Батхен):

В январе 1904 года «Варяг» и канонерка «Кореец» прибыли в Чемульпо (ныне Ичхон, Корея) для поддержки русской дипломатической миссии и охраны торговых судов. 6 февраля Япония разорвала дипломатические отношения с Россией.

Командир «Варяга» Всеволод Руднев предложил руководителю дипмиссии срочно эвакуироваться вместе с сотрудниками и русскими подданными, но получил отказ. Телеграф заблокировали японцы, моряки оказались в информационной блокаде. Руднев принял решение отходить в Порт-Артур 8 февраля. Жаль, японская эскадра успела раньше.

9 февраля японский адмирал Сотокити Уреу выдвинул ультиматум российским судам — сдаваться или мирно покинуть порт до полудня. «Варяг» бы мог уплыть в одиночестве, но скорость «Корейца» была вдвое меньше, а бросать своих Руднев не хотел. Он принял решение — сражаться:

«Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови».

Будь «Варяг» так хорош, как обещали американские инженеры, возможно, он бы и выдержал бой с шестью японскими крейсерами или хотя бы смог бы прорвать оборону. Он потопил крейсер «Асама» и повредил крейсер «Тахакито». Но, увы, после длительной перестрелки стало ясно — поражение неизбежно.

Из 570 членов экипажа 37 погибли, более 90, включая Руднева, получили ранения и контузии, 14 из 36 орудий пришли в негодность. Командир приказал вернуться в порт. Русских моряков приняли иностранные суда, «Варяг» и русский пароход «Сунгари» были затоплены, «Кореец» взорван.

В рапорте о бое при Чемульпо 5 марта 1905 года Руднев писал: «В течение сражения одним из выстрелов 6” орудия XII был разрушен кормовой мостик крейсера “Asama” и произведён на нём пожар, причём “Asama” временно прекратил огонь. Кормовая башня его, по-видимому, повреждена и до конца боя более не действовала. Один из неприятельских миноносцев утонул на глазах у всех. Впоследствии выяснилось, что крейсер “Takashiho” получил столь серьёзные повреждения, что затонул по дороге в Сасебо, имея 200 раненых, взятых после боя с эскадры для доставки в госпиталь. Крейсера “Asama” и “Naniva” ушли в док для исправлений. Также японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых во время боя. (Сведения эти получены от наблюдавших иностранных офицеров, наших миссий в Японии и Сеуле, из японских и английских источников)».

Ни один японский корабль в бою у Чемульпо не пострадал по вполне объективным причинам. Устаревшие орудия «Корейца» до противника не доставали, а «Варягу» фатально не повезло. Через 16 минут после начала боя 152-мм снаряд с «Асамы» попал в штурманскую рубку. Дальномер был разбит, ответственный за определение расстояния до вражеских кораблей мичман Алексей Нирод погиб, остальные дальномерщики тоже пали или получили ранения.

Шансов попасть самостоятельно у артиллерийских расчётов почти не имелось. Из-за постоянных проблем с машинами крейсер ремонтировался 15 марта — 30 апреля и 31 июля — 2 октября 1902 года, потом 2 января — 15 февраля и 14 июня — 16 октября 1903 года. Времени на боевую подготовку, особенно на учебные стрельбы, оставалось не слишком много и обвинять команду «Варяга» в промахах несправедливо. Как и Руднева в намеренной фальсификации рапорта. Всеволод Фёдорович на момент его написания точными данными о потерях противника не располагал.

Типа патриотическая общественность об итогах боя знает, но всё равно травит байки одна другой хлеще. Российское военно-историческое общество во главе с бывшим министром культуры, а ныне советником президента по культуре Владимиром Мединским придерживается советской версии: «“Варягу” удалось вывести из строя кормовую башню и мостик крейсера «Асама», который вынужден был прекратить огонь и начать ремонтные работы. Также были повреждены орудия на двух других крейсерах, а один миноносец был затоплен. Всего японцы потеряли убитыми 30 человек».

«Комсомольская правда» 23 сентября 2018 года написала, что «Варягу» и «Корейцу» пришлось биться с «двумя броненосцами, четырьмя бронепалубными крейсерами и восемью миноносцами». Лёгким движением клавиши крейсеры «Асама» (водоизмещение 9,7 тысяч тонн, бортовая броня 89–178 мм, броневая палуба — 51–76 мм, 4 орудия 203 мм и 14 орудий 152 мм) и «Чиода» (2,5 тысячи тонн, бортовая броня 82–92 мм, броневая палуба — 31 мм, 10 орудий 120 мм) превращаются в броненосцы водоизмещением до 15,2 тысяч тонн с 4 пушками 305-мм калибра.

Далее в точном соответствии с рапортом Руднева сообщается: «Был потоплен миноносец противника, один крейсер повреждён, а другой после боя затонул. Вражеский флот потерял около 30 человек», но названия утопленных супостатов «комсомольцы» благоразумно не указывают. Потому что все японские миноносцы отметились в дальнейших операциях, а крейсер «Такачихо» погиб уже в Первую мировую войну. Его 17 октября 1914 года торпедировал у Циндао германский миноносец S-90.

Романтичная фантастка куда решительнее журналистов. Для начала барышня выставила альтернативно одарённым японского командующего. У неё Уриу, имея подавляющее превосходство в силах, предлагает капитану «Варяга» мирно уйти и готов удовлетвориться утоплением старенького (вошёл в строй в 1887 году) «Корейца». Само собой, — ничего подобного не предлагалось, а Руднева поставили перед выбором — драться в открытом море или в гавани:

«Сэр, ввиду существующих в настоящее время враждебных действий между правительствами Японии и России, я почтительно прошу Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашей командой, до полудня 27 января (9 февраля) 1904 г. В противном случае я буду обязан открыть против Вас огонь в порту. Имею честь быть, сэр, Вашим покорным слугой. С. Уриу, контр-адмирал, командующий эскадрой императорского японского флота». (Р.И. Мельников, «Крейсер «Варяг», 1983).

Если враг столь нелеп, ему можно и потерь добавить побольше, чем принято. Вероника сочла, что потопить «Такачихо» (3,7 тысяч тонн водоизмещения, броневая палуба 50–75 мм, 10 орудий 152 мм) недостаточно круто и заменила его более мощной «Асамой». Которая на самом деле ни тонула, ни на ремонт не уходила, а уже 11 февраля участвовала в боях у Порт-Артура. В дальнейшем крейсер сражался при Цусиме, действовал в Первой мировой войне, долгое время служил учебным кораблём, а на слом пошёл лишь в 1946 году.

Однако истинно духоскрепные литераторы выше убогих фактов. Глядишь, и напишут роман про уничтожение на рейде Чемульпо не только «Асамы», но и японского линкора «Ямато» (вступил в строй в 1941 году, 72,8 тысяч тонн, 9 супер-пушек калибром 460 мм). Президентский помощник Мединский наверняка одобрит. Он уже успел перекрестить «Ямато» в авианосец и объявить о его потоплении советскими лётчиками. Хотя те ни разу с этим монстром не сталкивались.