Советское оружие для Варшавского восстания сбрасывалось без боеприпасов
Олдаковский Ян:
– Помощь, выделенная Советским Союзом столице Польши, была крайне недостаточной. Например, Варшава была доступна для советской авиации. Очень легко можно было отправить истребители, поскольку Варшаву атаковали всего шесть германских бомбардировщиков, которые летали попеременно между двумя варшавскими военными аэропортами. Эти самолёты уничтожили большую часть Варшавы тех времён — каждый из них ежедневно вылетал сотню раз, каждые шесть минут. Вылетали из одного аэропорта, сбрасывали бомбы, приземлялись на другом. Это не были какие-то гигантские силы. Советские истребители, стоявшие на аэродроме в Миньске-Мазовецком (30 километров на восток от Варшавы. — РС), могли сбить эти самолёты и очень облегчить ситуацию для повстанцев.
Но мы не в состоянии сказать со всеми подробностями, что именно происходило, поскольку не можем получить доступ к российским архивам, где хранятся в том числе документы советского Генштаба. Мы не в состоянии понять, какими именно были решения и приказы, потому что с российской стороны этот вопрос даже не обсуждается. Мы неоднократно пытались получить к этому доступ, но, к сожалению, безуспешно. О произошедшем можно только судить, скажем так, по внешним признакам. Показательно, что когда советские войска в августе 1944 года дошли до реки Вислы, они остановились и ждали там около полугода. Только после этого Красная армия вступила в основную часть Варшавы.
– Однако они также стояли там ещё несколько месяцев после разгрома восстания, до января 1945 года. Вы не считаете, что это указывает скорее на военные проблемы, имевшиеся у СССР на этом направлении, чем на политический расчёт?
– Да, но, как бы то ни было, советская помощь во время восстания поступала прежде всего в форме небольшого количества оружия, сбрасываемого из самолётов без парашютов и без боеприпасов. Кроме того, была попытка перебросить около двух тысяч солдат просоветского Войска Польского под руководством генерала Зыгмунт Берлинг в ту часть Варшавы, где проходило восстание. Но со всей уверенностью можно сказать, что этой помощи было крайне недостаточно. При этом тем событиям предшествовали призывы польскоязычного радио, находившегося под контролем Красной армии, к жителям Варшавы — вступить в борьбу с немцами.
Экспозиция музея Варшавского восстания, который возглавляет пан Олдаковский, подобрана крайне тенденциозно, но прямая ложь там отсутствует. Зато в интервью он не стесняется. На самом деле Красная армия сбросила повстанцам ничуть не меньше оружия, чем западные союзники и, разумеется, с боеприпасами. Согласно докладу командования 1-го Белорусского фронта Верховному главнокомандующему от 2 октября 1944 года, всего было сброшено 156 лёгких 50-мм миномётов с 37 216 минами, 41 780 ручных гранат, а также 505 противотанковых ружей, 1478 автоматов, 520 винтовок и 669 карабинов с 3 млн патронов. Англо-американская авиация сбросила 380 ручных пулемётов и 4950 автоматов, пистолетов и карабинов с 5,3 млн патронов, 13 739 ручных гранат и 230 противотанковых гранатомётов с 3115 гранатами. Если советское оружие, которое «кукурузники» По-2 сбрасывали с малых высот без парашютов, иногда повреждалось, то союзники скидывали свои парашютные контейнеры с такой высоты, что нередко бóльшая часть их попадала к немцам.
На помощь восстанию 15–19 сентября через Вислу двинулось не около 2 тысяч, а порядка 3 тысяч бойцов 1-й армии Войска Польского. Переправа началась уже на следующий день после захвата восточной части Варшавы — Праги и выхода к Висле. Не встретив никакой поддержки со стороны повстанцев, под ударами превосходящих сил немцев подразделения 1-й армии отступили, потеряв на западном берегу 1987 человек убитыми и пленными. И что делает пан Олдаковский? Правильно, берёт это число и жульнически выдаёт за общее количество переправившихся!
По авиации Олдаковский вообще не в теме. Сотню боевых вылетов в день может совершить только герой американских кинобоевиков типа Супермена или Терминатора. Самолётов, способных на такое, тоже не существует. В статье «Люфтваффе против варшавского восстания» (Lotnictwo №10, 2009 г.) польский историк Норберт Бончик со ссылкой на германский отчёт «Использование 6-го Воздушного флота в боях за Варшаву с 1.8 по 2.10.1944», даёт точные цифры. Согласно документу, 4 пикировщика Ю-87 звена обер-лейтенанта Клуссманна с 18 августа по 19 сентября сделали 711 самолёто-вылетов на Варшаву. Это 5–6 вылетов на одну машину в день, но никак не сотня.
Кроме четвёрки Клуссманна, в атаках против повстанцев участвовали другие Ю-87 1-й авиадивизии (696 самолёто-вылетов), истребители Ме-109 из той же дивизии (68) и бомбардировщики Хе-111 4-го авиационного корпуса (130). Польскую столицу бомбило много больше 6 немецких самолётов, не считая истребителей прикрытия. Именно в бою с ними погиб 12 сентября командир 67-го гвардейского истребительного полка Алексей Панов. Но согласно пану директору, и Панов, и другие павшие под Варшавой лётчики бездельничали на аэродромах.
Постепенно директорское враньё начинает утомлять даже берущего у него интервью корреспондента «Радио «Свобода». Он пытается уточнить: может у Красной армии, завершившей к началу восстания грандиозное наступление от Витебска и Бобруйска просто уже не хватало сил? Ведь как раз в первые дни восстания, 1–5 августа 1944 года, 5 немецких танковых дивизий нанесли к востоку от Варшавы тяжёлое поражение 2-й гвардейской танковой армии. Олдаковский сквозь зубы признаётся, что «забыл» упомянуть военные причины приостановки советского наступления и продолжил лгать дальше. Вместе с публицистом из «Независимой газеты» Александром Храмчихиным, президентом США Дональдом Трампом, бывшим зам. министра обороны Польши Ромуальдом Шереметьевым и борцом с японскими мультфильмами журналистом Тимуром Шерзадом.