Наш народ уничтожил 75 процентов самолётов противника

Фото Пресс-службы президента РФ

Путин Владимир Владимирович:

В 1941 году свыше 80 процентов вооружённых сил Германии и её сателлитов были сосредоточены против СССР. Но эта безжалостная армада оказалась бессильной перед сплочённостью советских граждан. Именно наш народ смог одолеть страшное, тотальное зло, разгромил более шестисот дивизий врага, уничтожил 75 процентов от общего числа самолётов, танков, артиллерийских орудий противника и до конца, до победной точки прошёл свой героический, праведный, беспредельно жертвенный путь.

Порядка 75% сухопутных сил Германии, а также армии Венгрии, Румынии, Словакии и Финляндии были разгромлены именно Красной Армией. Кроме них на советский фронт приходится порядка четверти потерь Италии и часть уничтоженных формирований нацистской Хорватии. Однако в небе ситуация оказалась иной. Если в 1941–1942 гг. англо-американская авиация сбросила на Германию и оккупированные территории 78 626 тысяч тонн бомб, то в 1943-м — 201 622 тысяч, а в 1944-м — 914 637 — без малого миллион тонн. Одновременно союзные войска в ночь с 9 на 10 июля 1943 года высадились в Сицилии, через месяц на юге континентальной Италии, ещё через год во Франции и главные силы Люфтваффе постепенно перебазировались на запад.

Российские историки Андрей Заблотский и Роман Ларинцев, проанализировав документы о генерал-квартирмейстера люфтваффе пришли к выводу, что за 1941–1944 гг. что гитлеровцы потеряли на советско-германском фронте 15 тысяч самолётов («Авиамастер», №1, 2003 г.) Однако они не имели данных за последние месяцы войны, когда большое количество неисправных или стоявших на приколе из-за отсутствия бензина самолётов захватывались на аэродромах (как и у Красной армии летом 1941 года).

Кроме того, в документах генерал квартирмейстера обнаруживался значительный недоучёт. Сами Заблотский и Ларинцев продолжая изучать потери люфтваффе на сайте «Уголок неба» признавали, что у немцев в них зачастую «не включены повреждённые и списанные машины, самолёты, уничтоженные на аэродромах, потери по небоевым причинам (за исключением пропавших без вести)».

Приводя статистику с 22 июня 1941 года по 14 марта 1942 года Заблотский и Ларинцев подчеркнули, что в ней присутствуют потери только «при выполнении боевых заданий (т.н. Frontverluste)». В частности, с 30 ноября 1941-го по 3 января 1942-го указано 82 безвозвратно потерянных самолёта. Тогда как просуммировав данные по воинским частям за тот же период, историки только за декабрь нашли 160 уничтоженных и списанных из-за повреждений. В других случаях наоборот обнаружилось почти полное совпадение: например, за октябрь 1943 года — 264 потерянных самолёта по отчётам с мест и 277 по сводкам генерал-квартирмейстера.

Последующий анализ документов, как российскими, так и зарубежными специалистами, показал, что общие потери немецкой авиации на востоке колеблются в районе 24–26 тысяч. С учётом уничтоженных самолётов союзников Германии и трофеев, взятых на немецких аэродромах в последние дни войны, выходит порядка 30 тысяч из 140 тысяч. Примерно столько же самолётов Германии и её сателлитов погибло в авариях и катастрофах и списано по причине износа, а остальные потеряны в боях на западных фронтах, в Африке и при отражении налётов англо-американской авиации.

Следовательно, в данном случае прав историк Алексей Исаев, отметивший 10 мая 2007 года на портале «Лента.ру»: «Основным вкладом союзников в победу было сокрушение военно-воздушных сил Германии. Если Красная армия сломала хребет Вермахту, то союзники сломали хребет Люфтваффе».