Британские танки «Валентайн» и «Матильда» имели тонкую броню

Спицын Евгений Юрьевич:

Теперь посмотрим, что же представляли собой боевые машины союзных стран, которые первоначально шли по программе ленд-лиза. Например, из 711 истребителей, прибывших из Англии в СССР до конца 1941 г., львиную долю составляли безнадёжно устаревшие машины типа «Киттихок», «Томагавк» и «Харрикейн», которые существенно уступали немецкому «Мессершмиту» и советскому «Яку» по скорости и маневренности и не имели даже пушечного вооружения. Что касается новейших истребителей «Аэрокобра», то в 1941 г. их было поставлено всего 11 штук. Аналогичная картина наблюдалась и с хвалёными английскими бронемашинами — лёгким танком «Валлентайн», который советские танкисты окрестили «Валентина», и средним танком «Матильда», которую те же танкисты обозвали еще хлестче — «Прощай, Родина», поскольку их тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели и допотопная трансмиссия делали эти танки лёгкой добычей немецких артиллеристов и гранатомётчиков.

Когда Спицын не ворует чужие тексты, он постоянно скатывается во враньё. Первые партии британских пехотных танков получали оправданные претензии за отсутствие «зимних» гусениц и фугасных снарядов к 40-мм пушкам. Бронебойные снаряды после появления новых модификаций немецких средних танков также потеряли эффективность, и положение было отчасти исправлено поставками «Валентайнов» с 57-мм пушкой и «Матильд» с 76-мм гаубицей. Танкисты сетовали также на сложность конструкции и проблемы с эксплуатацией двигателей в суровую русскую зиму.

Зато защита импортных машин требованиям как раз соответствовала. Лоб корпуса и башни «Валентайна» прикрывала 65-мм броня, а их борта 60-мм. «Матильда» имела 70-мм бортовую броню, 78-мм лобовую и 75-мм башенную. Один из лучших исследователей бронетехники Михаил Барятинский в книге «Пехотный танк “Валентайн”» приводит «Краткий отчёт о действиях МК.III», который 15 января 1942 года составило командование 136-го отдельного танкового батальона. В документе сказано:

«1. Проходимость танков в зимних условиях хорошая, обеспечивается движение по мягкому снегу толщиной 50–60 см. Сцепление с грунтом хорошее, но при гололедице необходимы шпоры.

2. Оружие действовало безотказно, но были случаи недоката пушки (первые пять-шесть выстрелов), видимо, из-за загустения смазки. Оружие очень требовательно к смазке и уходу…

3. Наблюдение в приборы и щели хорошее…

4. Моторная группа и трансмиссия работали хорошо до 150–200 часов, в дальнейшем наблюдается снижение мощности двигателя…

5. Броня хорошего качества…».

Основной советский средний танк Т-34 имел броню 45–52 мм, а лучший лёгкий Т-70 ещё меньше: от 15 мм по бортам до 50 в лобовой части башни. Даже с учётом рациональных углов её наклона, британские танки (после перевооружения) лучше подходили для сопровождения пехоты. В свою очередь, длинноствольная 76-мм пушка и высокая скорость делали Т-34 гораздо более эффективным для действий в составе крупных танковых соединений, прорывающихся в тыл противника.