На транспорте «Гойя» погибло 1300 немецких подводников

Дрожжин Геннадий Георгиевич:

Гибель «Вильгельма Густлофа» была для Деница великой трагедией, а сообщение в апреле о гибели «Гойи» окончательно доконало его. Это было уже завершение катастрофы, начавшейся с атаки ПЛ «С-13»: 77 экипажей «чудо-лодок» «XXI» серии или 350 экипажей лодок «XXIII» серии пошли на дно. Как воздух нужны были более 7000 подводников для укомплектования новых подводных лодок, и гибель около 5000 (вначале — 3700 на «Густлофе», а потом — 1300 на «Гойе») до основания разрушила всё, чем жил главком «Кригсмарине», а теперь ещё и глава Третьего рейха. Так что вполне объяснимо и понятно, почему он не стал упоминать об этой трагедии в своей книге.

Транспорт «Гойя» водоизмещением 5230 тонн пущен ко дну 16 апреля 1945 года одной из самых эффективных советских субмарин — подводным минным заградителем Л-3. Действуя с начала войны под командованием капитана III ранга Петра Ивановича Грищенко, а с 9 марта 1943 года под командованием его помощника, капитан-лейтенанта (затем капитана III ранга) Владимира Константиновича (Вульфа Калмановича) Коновалова, она потопила 8 транспортов общим водоизмещением 24 110 тонн, миноносец Т-34, катер-тральщик и парусно-моторную шхуну. По тоннажу это второй результат отечественного флота после подлодки С-13 капитана III ранга Александра Маринеско (2 транспорта, 40 144 тонны), а по количеству целей — первый.

Главнокомандующий флотом Третьего Рейха гроссадмирал Карл Дениц не написал о 1300 подводников на «Гойе» потому, что их там не было. Дрожжин выдал за них солдат и офицеров танковых частей, о которых писал в книге «Тайны подводной войны 1914–1945» работавший с немецкими документами историк Мирослав Морозов. Свыше 1,3 тысяч из них действительно погибло, вместе с 3,5 тысяч беженцев, примерно 400 ранеными и большинством членов экипажа, а вытащить из воды удалось только 176 военных и 6 гражданских лиц. Западный агитпроп настаивал, что на «Гойе» плыло не менее 7 тысяч человек, из них всего 250 военных, но ничем эти цифры не подтвердил. Нет доказательств и присутствия на борту пополнения для экипажей подлодок.

Смешнее же всего, что лгущий о них Дрожжин тем самым принижает заслуги команды Коновалова. Плыви на «Гойе» подводники, никакого влияния на ход войны это не оказало бы. В день потопления транспорта Красная армия начала штурм Берлина, а войска США, заняв весь запад Германии, подходили к Лейпцигу и Ганноверу. Зато 1,5 тысячи опытных танкистов и солдат мотопехоты, попав на фронт, убили бы сотни красноармейцев.

Утопив «Гойю», Коновалов спас их жизни, и звезду Героя Советского Союза, вручённую 8 июля 1945 года, заслужил без сомнения. В честь его следует назвать и одну из современных подлодок российского флота, но ничего подобного не ожидается. К нашему стыду, подводный атомоход «В.К. Коновалов» пока присутствует лишь в антисоветском боевике американского писателя Томаса Клэнси «Охота за „Красным Октябрём“» и одноимённом фильме.