В ночь на 18 мая 1916 года российские эсминцы потопили несколько германских транспортов

Дмитриев Владимир Иванович:

К началу кампании 1916 г. Германия значительно увеличила вывоз из Швеции железной руды, серного колчедана и другого стратегического сырья. Для нарушения этих перевозок русское командование использовало подводные лодки и эскадренные миноносцы. 4 мая подводная лодка «Волк», производившая разведку противника в районе Норчепингской бухты, потопила 3 немецких транспорта общим водоизмещением 8600 тонн. В ночь на 18 мая под прикрытием крейсеров «Рюрик», «Богатырь» и «Олег» эсминцы «Новик», «Гром» и «Победитель» совершили там же внезапный набег на немецкий конвой и, применив впервые в истории залповую стрельбу торпедами по площадям, потопили вспомогательный крейсер «Герман» водоизмещением 4000 т, 2 вооружённых траулера и несколько транспортов.

Про «Волк» правда, хотя автор «забыл» упомянуть командира. Субмарина Ивана Мессера 4(17) мая потопила 3 парохода, а всего на счету Мессера 5 судов общим водоизмещением 15,7 тысяч тонн. Это лучший результат Первой мировой войны и четвёртый за всю историю отечественного флота после Александра Маринеско (40144 тонны), Петра Грищенко (17916 тонн) и Михаила Августиновича (16713 тонн). Однако во время Гражданской войны Иван Владимирович примкнул к белым и потому Дмитриев не написал о нём ни слова. Как и об контр-адмирале Александре Колчаке, который как раз и командовал эсминцами во время атаки германского конвоя в Норчепингской бухте.

Обстоятельства этого боя перевраны полностью. На самом деле она состоялась в ночь с 31 мая (13 июня) на 1(14) июня. Конвой атаковали «Новик», «Победитель» и «Орфей», а «Гром» стоял в доке на ремонте. Кроме них в отряд контр-адмирала Петра Трухачёва входили миноносцы «Войсковой», «Донской казак», «Забайкалец», «Казанец», «Стерегущий», «Страшный», «Туркменец-Ставропольский» и «Украина». Предполагалось, что мощные и быстроходные «Новики» 1-го дивизиона (1360 тонн, 35 узлов, 4 орудия 102 мм, 8–9 торпедных аппаратов) Колчака свяжут охрану конвоя, а более старые миноносцы 6-го дивизиона (690 тонн, 25 узлов, 2 орудия 102 мм, 2–3 торпедных аппарата) потопят транспорты.

Операция полностью провалилась. 1-му дивизиону под личным командованием Колчака удалось потопить «Герман», но 6-й дивизион и крейсеры бездействовали. В результате все транспорты ушли в территориальные воды нейтральной Швеции, как и 3 охранявших их вооружённых траулера. Германия успешно продолжила вывоз железной руды из Швеции.