Запад спровоцировал Первую мировую войну, чтобы уничтожить Сербию

фото Сергея Серебро

Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев):

А Первая мировая война? Сербы стали главной целью и мишенью западных сил. И эта известная провокация в Сараево — всё было направлено на то, чтобы Сербия, православная страна, близкая России по духу, но живущая в окружении западных стран, прекратила своё существование. Не хотел Запад иметь среди своих народов этот мужественный православный, любящий Россию народ, и спровоцировал Первую мировую войну. А Россия вступила в эту войну не для того, чтобы приобрести себе земли, не для того, чтобы обогатиться, не для того, чтобы получить власть над другими, а для того, чтобы спасти братский сербский народ.

Патриарх не зря молчит о лицах, спровоцировавших убийство наследника австро-венгерского престола — эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево. Потому что эрцгерцога 28 июня 1914 года застрелил боснийский серб Гаврила Принцип — боевик террористической организации «Млада Босна», требовавшей присоединения Боснии и Герцеговины к Сербии. Оружие Принцип и другие участники покушения получили от майора сербской армии Воислава Танкосича, за которым стоял начальник разведывательного отдела Генерального штаба Драгутин Дмитриевич. Оба входили в тайное общество «Единство или смерть» (более известное как «Чёрная рука»), выступавшее за объединение всех сербских земель вокруг престола короля Петра Карагеоргиевича.

О том какая из западноевропейских стран желала уничтожения Сербии, Кирилл помалкивает тоже не случайно. Подавляющее большинство из них решали свои задачи. Например, Германия желала отобрать у Великобритании и Франции часть колоний, а Франция мечтала вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией в 1870–1871 гг. Поживиться за счёт Сербии желали Болгария и Австро-Венгрия, но об её полной ликвидации вопрос не стоял. Министр иностранных дел Российской империи Сергей Сазонов отмечал, что глава правительства Австрии Карл фон Штюргк и его венгерский коллега Иштван Тиса (обе половины двуединой монархии имели своих премьеров) выступили за превращение Сербии в своего вассала во главе с германским принцем.

Нелепее же всего, как заметила наша постоянная читательница Елена Сергеевна, речь Кирилла выглядят, если знать итоги войны. Хотя главный покровитель Сербии — Россия рухнула в революционный хаос, старый король Пётр и его сын, фактический правитель страны принц Александр получили куда больше, чем могли мечтать. Победители, в лице Британской Империи, Франции и США, передали им не только сербские, но все прочие южнославянские земли, входившие в состав Австро-Венгрии, а также ранее независимую Черногорию. С присоединением Хорватии, Словении, Воеводины, Черногории и Боснии с Герцеговиной, а также некоторых приграничных районов Болгарии, площадь державы Карагеоргиевичей, переименованной в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Югославия) увеличилась с 92,2 до 247,5 тысяч км².

Задумав, по мнению патриарха Кирилла, уничтожить Сербию, коварный Запад расширил владения её монархов почти втрое