В бою с «Варягом» затонуло два японских миноносца и был убит командир крейсера «Асама»

Акунов Вольфганг Викторович:

Крейсер «Варяг» сосредоточил огонь на «Асаме». Командир «Асамы» лишь поражался частоте огня орудий русского крейсера и быстроте, с которой тем производились выстрелы. Вскоре артиллерия японского крейсера «Тиода» (в различных источниках встречается также написание «Чиода» или «Чайода») стала бить по «Корейцу». Японцы были уверены, что этого огня более чем достаточно для того, чтобы отправить русскую канонерку вместе с командой в «царство теней», поэтому большего внимания ей не уделяли. И напрасно! «Кореец» воспользовался таким пренебрежительным отношением к себе «потомков самураев» и сумел нанести серьёзные повреждения кораблям японской эскадры. Не терял понапрасну времени и крейсер «Варяг». В течение часа он выпустил по японцам 1105 снарядов. На «Асаме» от метких попаданий русских артиллеристов вспыхнул пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Другой японский крейсер, «Акаси», получил такие тяжёлые повреждения, что потом более года не покидал ремонтные доки. Были не менее серьёзно повреждены ещё два крейсера японцев. Один из японских миноносцев, нашпигованный русскими снарядами, затонул во время боя, а другой — во время возвращения в порт Сасэбо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 своих убитых и 200 раненых (не считая тех, кто пошёл на дно вместе со своими потопленными кораблями). Японцам не удалось ни потопить, ни захватить противостоявшие им русские корабли. Фактически бой завершился победой «Варяга» и «Корейца».

Восторженные книги Акунова о германских эсэсовцах и их российских пособниках бывают весьма занимательны. Однако когда он вторгается в чуждые себе темы, выходит сущий бред. Командир броненосного крейсера «Асама» капитан 1-го ранга Рокуро Ясиро благополучно пережил сражение у Чемульпо 27 января (9 февраля) 1904 года. Он сделал блестящую карьеру, дослужился до адмирала и морского министра и скончался 30 июня 1930 года. «Асама», как и остальные японские корабли, потерь и повреждений не имел и уже 11(24) февраля прикрывал неудачную попытку перекрыть фарватер Порт-Артура, нагруженными камнями пароходами. Не прекращал участвовать в операциях и «Акаси». Например, с 20 апреля (3 мая) по 24 мая (6 июня) 1904 года он конвоировал транспорты с войсками, прибывающими в Корею.

Ни один из 8 японских миноносцев, находившихся у Чемульпо, также не пострадал. Акунов, в отличие от других авторов, ограничивающихся одним потопленным миноносцем, отправляет на дно пару, но о названиях скромно умалчивает и не зря. «Касасаги», «Манадзуру», «Тидори» и «Хаябуса» выведены из состава флота 1 апреля 1919 года, «Аотака», «Кари», «Хато» и «Цубаме» 1 апреля 1922 года, а в 1923–1930 гг. все отправлены на слом.

Данные о 1105 выпущенных снарядах (одного только главного калибра) и сотнях убитых и раненых японцах взяты из рапорта его командира капитана 1-го ранга Всеволода Руднева. Этот документ переполнен множеством фантастических деталей, вплоть до потопления крейсера «Такачихо», который реально погиб от торпеды германского миноносца S-90 во время Первой мировой войны 17 октября 1914 года. Исправных снарядов к 152-мм орудиям «Варяга» японцы обнаружили 2081 из 2388 имевшихся к началу боя, то есть «Варяг» выпустил не более 307. Недаром заявляя о 30 погибших врагах, Руднев оговаривается: «Сведения эти получены от наблюдавших иностранных офицеров, наших миссий в Японии и Сеуле, из японских и английских источников».

Победителем в бою считается, тот, кто выполнил поставленную задачу. Японцы хотели уничтожить русские корабли и сделали это, причём не понеся потерь. «Кореец» был взорван командой, а «Варяг» затоплен, затем поднят и до 1916 года служил в японском флоте.