За всю Первую мировую войну фронт удалось прорвать только Брусилову

Резун Владимир Богданович (Виктор Суворов):

Вообще в двадцатом веке, если одна армия встала в глухую оборону, то прорвать её фронт вовсе не просто. За всю Первую мировую войну ни немцам, ни британцам, ни американцам, ни французам прорвать фронт обороны противника не удалось ни разу. Исключением была только Русская армия. За всю Первую мировую войну была только одна операция, название которой происходит не от местности, а от имени полководца — генерала от кавалерии Алексея Алексеевича Брусилова — Брусиловский прорыв. Если одна армия встала в оборону, если она зарылась в землю, т.е. отрыла траншеи, окопы, возвела блиндажи, загородилась колючей проволокой, то проломать это не удавалось даже после многомесячной артиллерийской подготовки, многократной обработки ядовитыми газами и бесчисленных атак пехоты.

Ситуация о которой пишет Резун, имела место на Западном фронте с октября 1914 года. Действительно, прорвать его не помогали ни многодневные артиллерийские подготовки, ни газы, ни поначалу немногочисленные танки. Однако затем положение изменилось. Немцы до совершенства отработали тактику штурмовых групп, которые захватывая ключевые пункты вражеской обороны, вынуждали противника бежать с остальных позиций. Британцы, французы, а за ними и американцы, сделали ставку на массированное применение танков, которых до конца войны произвели более 7 тысяч.

Оба метода сработали. Германские войска 24 октября 1917 года сокрушили итальянскую оборону у Капоретто, за две недели продвинулись на 110 километров и взяли 256 тысяч пленных. Новые позиции на реке Пьяве удалось удержать, лишь срочно перебросив туда 12 англо-французских дивизий. Месяц спустя британцы, собрав на 10-километровом фронте 476 танков, прорвали 20 ноября германскую «Линию Гинденбурга» в районе Камбре, однако на других участках атаки не проводились. Это позволило немцам быстро сосредоточить у Камбре 16 дивизий и остановить наступление.

В 1918 году германцы 21 марта прорвали британский фронт в Пикардии и за 16 дней продвинулись на 84 километра, а после прорыва 27 мая на реке Эна за 10 дней ещё на 60 километров. В плен попало 145 тысяч англо-французов с более чем 1600 орудиями. От полного разгрома их спасло только отсутствие у врага подвижных соединений и прибытие американских войск.

Ответное наступление союзников началось с атаки французов у Виллер-Котре 18 июля и совместного британско-французского удара под Амьеном 8 августа. В первой операции было задействовано 468 танков, во второй — 688. Немцы потеряли всю территорию, захваченную в марте-мае, а 27 сентября началось общая атака союзников по всему фронту. «Линия Гинденбурга» рухнула и германские войска оставили почти всю ранее оккупированную территорию Франции, потеряв 386 тысяч только пленными.

Неоднократно преодолевались укреплённые позиции и на других театрах Первой мировой войны, включая и восточный, где протяжённость фронта была много большей, а количество орудий и пулемётов — меньшим. Среди них и Брусиловский прорыв 22–24 мая 1916 года, после которого русские войска продвинулись более чем на 100 километров, взяв в плен 32 тысячи германцев и 378 тысяч австро-венгров. Однако ранее германские войска, прорвав 2–5 мая 1915 года русскую оборону у Горлицы, вынудили нашу армию оставить Западную Украину, Польшу и около 1 млн пленных.

На Балканском театре известен прорыв болгарской обороны французскими и сербскими войсками у села Добро-Поле 15 сентября 1918 года. Введя в пробитую брешь подвижную группу из кавалерии и мотопехоты, союзники отрезали пути отхода 63 тысячам солдат 11-й болгаро-германской армии и заставили их сложить оружие.

Боевые действия в Европе в 1918 году. Карта из Советской военной энциклопедии наглядно демонстрирует, что и Германия и её противники неоднократно прорывали вражеский фронт.