В 1941 году советский торпедный катер потопил немецкий крейсер «Лейпциг»

Черевко Игорь Константинович:

Битва за Ленинград начиналась, по сути, ещё на прибалтийских рубежах. Защищая остров Сааремаа, командир катера лейтенант Борис Ущев всего в одном бою совершил несколько подвигов. Сначала потопил немецкий крейсер и два миноносца. Затем прорвался сквозь шквальный огонь кораблей и самолётов противника и пришёл на помощь терпящему бедствие экипажу торпедного катера № 83.

Остров Сааремаа обороняла 25-тысячная группировка наших войск. Здесь была развёрнута батарея 180-миллиметровых дальнобойных орудий, которая держала под прицелом Ирбенский пролив. Именно по нему немцы перебрасывали подкрепления в Прибалтику. А затем они направлялись под Ленинград.

В начале сентября ситуация резко осложнилась. Немцы захватили Таллин. Основные силы Балтфлота ушли в Кронштадт. С Сааремаа эвакуировали авиацию. Защитники острова оказались одни. Тем не менее наше командование продолжало настаивать на удержании острова. Это отвлекало силы немцев от их главной цели — Ленинграда. Противник, в свою очередь, решил раз и навсегда покончить с этой «занозой».

8 сентября началась операция «Беовульф». Под прикрытием люфтваффе несколько десятков тысяч солдат вермахта переправились с эстонского побережья, высадились на северо-восточной оконечности острова и перешли в наступление.

К 23 сентября защитники острова отошли на полуостров Церель на юго-западе Сааремаа. Здесь располагалась батарея наших дальнобойных орудий.

Потери советских войск, которые постоянно подвергались авианалетам и артобстрелам, стремительно росли. Особенно досаждала немецкая эскадра из нескольких миноносцев во главе с крейсером «Лейпциг». Ежедневно они подходили к полуострову, чтобы обстрелять наши позиции.

Утром 27 сентября эскадра вновь обстреливала наши войска. Командиры советских торпедных катеров, стоявших в бухте Лыу, получили приказ атаковать. Катеров было всего четыре: остальные в конце августа эвакуировали в Кронштадт.

Перед выходом в море распределили задачи: два катера атакуют крейсер «Лейпциг», а два других — корабли охранения. Катер под командованием лейтенанта Бориса Ущева находился в первой группе.

Когда с немецких кораблей заметили наши катера, то немедленно прекратили обстрел побережья и перенесли огонь на них. Невзирая на это, юркие «гэшки» неслись вперёд. Сам Борис Ущев позже вспоминал: «Применяем манёвр, рождённый боевой практикой: поворот на ближайший всплеск. Это сбивает пристрелку врага, артиллеристы уверены, что накрыли атакующий катер…»

Серый борт крейсера становился всё ближе. «Лейпциг» стрелял всеми бортовыми орудиями, как и сопровождавшие его эсминцы. Над катерами рвалась шрапнель от снарядов зениток… Одну за другой Ущев пустил две торпеды. Они попали прямо в борт крейсера. После чего катер Ущева застопорил ход, развернулся и стал отходить. В этот момент раздался взрыв. «Лейпциг» окутали клубы дыма и языки пламени.

Вскоре Ущев заметил повреждённый снарядом торпедный катер ТКА-83. Он медленно тонул. Лейтенант подошёл к нему и стал принимать команду на борт. В этот момент из-за дымовой завесы вынырнул немецкий миноносец и открыл огонь. Вдобавок невесть откуда в небе появился юнкерс. Он стал пикировать на катера. Но, к счастью, бомба не попала в цель.

Катер Ущева вместе со спасёнными моряками благополучно вернулся на базу. Позже выяснилось, что первая торпеда, пущенная с его катера, потопила крейсер, а вторая поразила стоявший рядом эсминец.

За этот бой Борис Ущев был награждён вторым орденом Красного Знамени и повышен в звании до старшего лейтенанта. Он совершил ещё немало славных подвигов, и в июле 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза.

Борис Петрович Ущев честно прошёл всю Великую Отечественную и если допускал неточности в отчётах о боях, в которых участвовал, то никто не смеет ставить их ему в вину. Однако к журналистской братии это не относится. Особенно к халтуршикам, у которых в одном абзаце Ущев потопил «немецкий крейсер и два миноносца», во втором «пустил две торпеды. Они попали прямо в борт крейсера», а в третьем «первая торпеда, пущенная с его катера, потопила крейсер, а вторая поразила стоявший рядом эсминец».

На самом деле крейсер «Лейпциг» за всю службу получил только одну торпеду — от британской подлодки «Сэлмон» 13 декабря 1939 года. Кроме того, 14 октября 1944 года его протаранил германский тяжёлый крейсер «Принц Ойген». Затопили невезучий корабль уже после войны — 11 июля 1946 года. Других крейсеров, а также эскадренных миноносцев наши катера также не топили — эсминец Z-34 повреждён ими в ночь с 15 на 16 апреля 1945 года у Данцига, но остался на плаву. Миноносец на счету катерников один — Т-31, отправленный на дно у острова Нерва в ночь с 19 на 20 июня 1944 года.

На Балтике за весь 1941 год торпедные катера потопили два корабля. Тральщик М-1707 который подорвался на мине у Аренсбурга, получил 130-мм снаряд с береговой батареи и был оставлен командой, они добили 14 сентября, а сторожевик V-308 уничтожили у острова Гогланд 23-го. В атаке на крейсера «Лейпциг» и «Эмден», сопровождаемые миноносцами Т-7, Т-8 и Т-11, у полуострова Сворбе 27 сентября действительно погиб ТКА-83, экипаж которого спас Ущев, но ни одна торпеда в немецкие корабли не попала. Тем не менее, некоторый результата катера достигли — вражеская эскадра ушла в Либаву и больше советские позиции не обстреливала.