Война на Тихом океане была не слишком успешна для американцев

Фото Равида Гора

Мараховский Виктор Григорьевич:

Семьдесят пять лет назад японские военные самолёты, корабли и подводные лодки напали на базу США в Пёрл-Харборе и устроили ей безусловный разгром, потопив несколько линкоров и уничтожив две сотни самолётов.

Президент США Ф.Д. Рузвельт назвал случившееся днём позора. Америка объявила Японии войну. Сотню тысяч американских граждан японской национальности засадили в лагерные бараки. Началась долгая (и не слишком, кстати, успешная до самой ядерной бомбардировки Хиросимы) война на Тихом океане.

Собственно случившееся (предпосылки, обстоятельства и последствия) требует отдельного исторического экскурса от специалистов. Нас же, уважаемые читатели, больше интересует другой факт.

Сегодня, спустя 75 лет, широкая мировая публика знает данную историю не в той версии, в которой она состоялась. А в куда более позитивной — восходящей, по сути, к художественному фильму с Беном Аффлеком. Фильм вызвал в своё время некоторое удивление критиков, поскольку превращал «день позора» едва ли не в первую победу США во Второй мировой войне (выигранную тоже, естественно, американцами).

К моменту ядерного удара по Хиросиме США отбили основную часть Тихоокеанских островов, захваченных японцами в начале боевых действий, а другие блокировали, оставив гарнизоны дожидаться капитуляции. Сверх того, они вторглись в пределы Японии, овладев островами Иводзима и Окинава. С конца 1942 года США выигрывали все сухопутные и морские сражения на Тихом океане. На Филиппинах были разгромлены 14-я и 35-я армии, на Новой Гвинее и Соломоновых островах 17-я и 18-я армии, ещё свыше 100 тысяч японцев перебили и взяли в плен на Иводзиме и Окинаве, а многократно больше блокировали на других островах. Американская авиация разрушила значительную часть японской промышленности. Флот Страны Восходящего Солнца практически перестал существовать. Япония потеряла 11 линейных кораблей из 12, 24 авианосца из 30 и 41 крейсер из 45. Оставшиеся стояли на приколе, повреждённые и без топлива.

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, а также привлечение Красной Армии к разгрому японцев на севере Китая обусловлены не военными неудачами, а стремлением избежать потерь. Уничтожение 100 тысяч солдат гарнизонов Иводзимы и Окинавы стоило США 20 тысяч погибших. Соотношение неплохое, но прикинув жертвы при десанте в Японию, которую защищала 5-милионная армия, в Вашингтоне поняли, что счёт похоронок пойдёт на сотни тысяч. И решили не рисковать.

В фильме «Перл-Харбор» американская авиация сожжена на аэродромах, а линкоры утоплены, взорваны или выведены из строя, как и произошло 7 декабря 1941 года. Потери японцев невелики, главные герои в исполнении Бена Аффлека и Джоша Харнетта сбили 7 японских самолётов, всего на одну машину больше, чем прототипы их персонажей — лейтенанты Джордж Уэлш и Кеннет Тейлор. Ответная бомбёжка Токио выглядит, прежде всего, символической акций, предпринятой с целью поднять боевой дух и показать уязвимость вражеской территории. На фоне многих отечественных картин, где горстки бойцов лихо жгут десятки немецких танков и сбивают целые эскадрильи, «Перл-Харбор» образец реализма. Кроме него, Перл-Харборский разгром можно видеть в фильмах «Тора! Тора! Тора!» и «Мидуэй», да и вообще картин о военных поражениях хватает. Одно только уничтожение индейцами кавалерийского отряда генерала Джорджа Кастера в бою у Литтл-Бигхорн 25–26 июня 1876 года показано десятки раз. Тогда как в родном кино сцены, где наши несут бóльшие потери, чем противник (как в трагическом воздушном бою из фильма «Живые и мёртвые») можно пересчитать по пальцам одной руки.

Карта из Советской военной энциклопедии наглядно демонстрирует, кто побеждал на Тихом океане в 1943–1945 гг.