Троцкий воздвиг в Свияжске памятник Иуде

Проханов Александр Андреевич:

Удивителен городок Свияжск, что в шестидесяти километрах от Казани. Это оплот, построенный царём Иваном Грозным, где копилось перед штурмом русское войско, сюда завозили продовольствие и боеприпасы. Здесь для боя собирались стрельцы и пушкари, инженеры военного дела, прорывшие под стены Казани невиданной длины подкоп, набившие его порохом и взорвавшие. Царь Грозный перед началом похода послал мужиков с топорами в леса под Углич — и те валили сосны, рубили из них город с крепостными башнями, стенами и деревянной церковью. Построенный город разобрали на части, пометили каждое бревно и сплавили по Волге в окрестность Казани. Здесь вновь в одночасье собрали его, и оттуда повели наступление. С годами Свияжск был украшен великолепными храмами, монастырями, чудесными обителями. После революции они были осквернены и поруганы. Там находилась тюрьма НКВД, а потом сумасшедший дом, где содержались объявленные безумцами диссиденты. Здесь в 1918 году приехавший Троцкий воздвиг памятник Иуде, называя его первым революционером.

Ни нарком по военным и морским делам Советской России Лев Троцкий, ни другие её лидеры не ставили в Свияжске памятник ученику Христа Иуде, предавшему учителя. Какие-либо документы и публикации в большевистской печати об установке подобного монумента отсутствуют. Белогвардейские газеты омская «Великая Россия» и харбинская «Новости жизни» писали об установке в 1918 году памятника Иуде в Тамбове, где его тоже не ставили. Байку усердно распространяли писатели-эмигранты, но тоже без доказательств, а её первоисточником стала книга датского атташе по культуре Хеннинга Келера «Красный сад», вышедшая в 1922 году.

Книга переполнена нелепостями. Достаточно сказать, что Троцкий там даже не назван по фамилии и носит опереточный наряд, который никогда не носил: «Комиссары и ответработники выстроились на балконе пассажа, пестрящего оттенками кумачёвого цвета. Все они были в военной форме, обвешанные оружием, командирскими планшетами и биноклями, но всех превосходил Красный Еврей, на голове которого красовался серый стальной шлем с красной семиконечной звездой, на ногах высокие из лайковой кожи сапоги со шпорами, на боку висела иностранного производства сверкающая сабля, здесь, в России, выглядящая неким фантастическим оружием».

В последующем, в интервью газете Berlingske Tidende за 15 сентября 1943 года Келлер рассказал, что травил байки на потребу читателям. По его словам, «воспоминания художественно обработаны, сгущены и усилены. В каждом из них много полученного из опыта, но они должны восприниматься как произведение искусства».

Монументом Иуде датский дипломат обозвал надгробие командира бригады Яна Юдина (Яниса Юдиньша), погибшего в боях под Казанью 12 августа 1918 года. Сейчас православно-монархическая общественность настаивает, что это два разных памятника, поскольку могила Юдина существует до сих пор и её описание отличается от изваяния Иуды в описании Келлера. Однако верить человеку, который изобразил Троцкого в стальном шлеме с семиконечной звездой, вряд ли стоит. Тем более признание во вранье налицо, а подтверждения существования памятника первому христопродавцу отсутствуют.