Русь до 1241 года была в составе Украины

Фото Дмитрия Рожкова

Бунтман Сергей Александрович:

А. Венедиктов [главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» — «ИстЛяп»]: История (особенно история территорий) является орудием политиков. В принципе, первая столица Древнерусского государства вообще находится сейчас за пределами России и называется город Киев. Это что значит, что мы часть Украины что ли? Мы часть Украины?

С. Бунтман: Нет, Русь вышла из-под власти Украины после падения Киева в 1241 (или в 1242) году.

А. Венедиктов: Ну, значит, до этого была.

С. Бунтман: А до этого была.

А. Венедиктов: Ну вот. Значит, мы были частью. И Крым до этого был.

С. Бунтман: Освободительная борьба русского и татаро-монгольского народов.

Старейшая отечественная летопись «Повесть временных лет», относящаяся к первой половине XII столетия, начинается со слов «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». Слово «украина» (украйна, въкраина, оукраина, окраина, окрайна) изначально обозначало приграничную территорию, либо отдалённую окраину в современном понимании. «О нём же оукраина много постона» говорит Ипатьевская летопись начала XV столетия о смерти Переяславского Владимира Глебовича. Авторы же «Слова о идолах» начала XIV века возмущены, что сторонники дохристианской веры «по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай».

Отдельные князья перестали подчиняться Великому князю в Киеве задолго до его разорения монголо-татарами 5–6 декабря 1240 года. Согласно «Повести временных лет», после очередной междоусобицы в 1097 году «Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк — Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод [Великий князь Киевский Всеволод Ярославович, правивший в 1078–1093 гг. — «Исторический ляп»] роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдёт, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси».

Таким образом, Великий князь Киевский лишался юридического права раздавать вотчины и становился не более чем первым среди равных. Если Владимир Мономах, правивший в Киеве в 1113–1125 гг., благодаря своим военным и дипломатическим талантам оставался общерусским лидером, то в дальнейшем распад стал необратим. После разгрома войска сына Мономаха Ярослава на реке Супое черниговцами и половцами в 1135 году, Новгород окончательно отделился от Киева и превратился в вечевую республику. Ценность киевского престола упала и князья, претендовавшие на первенство на Руси, стали им пренебрегать. Владимирский князь Андрей Боголюбский, захватив и разграбив бывшую столицу в 1169 году, отказался править из неё.

Профессор истории Московского университета и академик Императорской академии наук Василий Ключевский писал:

«До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Известное словцо Изяслава о голове, идущей к месту, получило неожиданное применение: наперекор обычному стремлению младших голов к старшим местам теперь старшая голова добровольно остаётся на младшем месте. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства. Таков ряд новых явлений, обнаружившихся в деятельности Андрея по отношению к южной Руси и к другим князьям: эта деятельность была попыткой произвести переворот в политическом строе Русской земли. Так взглянули на ход дел и древние летописцы, отражая в своём взгляде впечатление современников Андрея Боголюбского: по их взгляду, со времени этого князя великое княжение, дотоле единое киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей» («Курс русской истории. Лекция 18», 1904–1922 гг.).

Василий Осипович совершенно верно указал дату окончательной утери Киевом столичного статуса. При этом он говорил именно об отделении северной Руси от южной, а не о несуществующей в XII столетии Украине. Чем и отличается от безграмотного проукраинского пропагандиста Бунтмана.