Писатель Шмелёв был выслан из России на «философском пароходе» и не поддержал Гитлера

Михалков Никита Сергеевич:

Вы помните, был «философский пароход», на котором отправили в 1920-м и 1922 году… В 1920 году отправили величайшие умы? Потому что их невозможно было ни казнить, ни посадить, слишком велики были имена. Они потеряли Родину, физически, но создали величайшую эмигрантскую литературу. И Бунин, и Шмелёв, и Ильин, который философ, и так далее.

Убеждён совершенно, что вот эта вот возможность… За дело. Надо абсолютно точно прописать, чтобы не было злоупотреблений: обругал начальника, а его выслали из страны. Это должно быть прописано. Но мы, тем самым избежим всяких тюрем, лагерей и постоянного смердения из точки в пространство страны.

«Россия 24», 21 февраля 2021 г.

Да, действительно я говорил о «философском пароходе», когда были высланы из страны величайшие умы и таланты. И эти люди потеряли Родину. Но они не потеряли ощущение своей Родины. И они создали величайшую эмигрантскую литературу, философию. Мы знаем это, я не буду называть имён. А кроме того, эти люди во время войны помогали… И никто из них не призывал Гитлера скорее взять Москву. Никто из них не радовался тому, что гибли советские солдаты и такие бесчинства творились на территории СССР. Я же говорю о тех, кто призывает, скажем, вводить санкции против нашей страны.

Оппозиционно настроенных деятелей науки и культуры, включая философов, выслали из страны с 29 сентября 1922 года по 17 февраля 1923 года. Большинство из 272 высланных и членов их семей отплыли на германских пароходах Oberbürgermeister Haken и Preussen. Отсюда и термин «философский пароход», введённый в оборот в 1990 году российским философом Сергеем Хоружим.

Философ Иван Ильин среди высланных присутствовал, а вот писателей Ивана Бунина и Ивана Шмелёва там и в помине не было. Они эмигрировали из Советской России сами, без решения властей о высылке. Вопреки лжи Михалкова, Шмелёв, наряду с такими литераторами, как Георгий Иванов и Дмитрий Мережковский, активно поддержал германское вторжение в СССР. Он сотрудничал в прогитлеровской газете «Парижский вестник» и 30 июня 1941 года писал своей любовнице Ольге Бредиус-Субботиной: «Я так озарён событием 22 июня, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце мое, радостью несказанной».

Ещё больше вдохновило Шмелёва удачное для вермахта начало битвы под Москвой. Услышав победные сводки берлинского радио, он 9 октября 1941 года сообщал Бредиус-Субботиной: «Я услыхал фанфары, барабан — в 2 ч. 30 мин., — специальное коммюнике: прорван фронт дьявола, под Вязьмой перед Москвой, армии окружены… идёт разделка, Преподобный в вотчину свою вступает. Божье творится не нашими путями, а Его, — невнятными для нас».

И 18 ноября 1942 года в том же духе: «Бог с ним, с нашим великим имперским прошлым… будущего никто не знает… а ныне… ныне приносится страшная жертва кровью… во искупление грехов мира… — и молюсь — да дарует Господь истребления большевистской чумы!»