Персонажи фильмов «Кутузов», «Суворов», «Ушаков», «Нахимов», «Пирогов» доказывали преимущество советского строя

Малюкова Лариса Леонидовна:

Известно, что, начиная с середины 30-х, Сталин самолично определял стратегию развития советского кино, давал «приказы» по созданию отдельных фильмов. Ему нужен был миф, возвеличивающий и переосмысливающий прошлое. … Запрограммированная Сталиным портретная галерея должна была отвечать запросам партии и правительства, поэтому титульные персонажи «Кутузова», «Суворова», «Ушакова», «Нахимова», «Пирогова», «Павлова», «Мичурина» своими военными и мирными свершениями славили страну, доказывали преимущество советского строя. И этим фильмам высочайшей волей дозволялось ради политических задач пренебрегать исторической правдой.

Генералиссимус Александр Суворов, фельдмаршал Михаил Кутузов, адмиралы Фёдор Ушаков и Павел Нахимов, а также хирург Николай Пирогов действительно являются главными героями исторических фильмов, снятых в годы правления Иосифа Сталина. Фёдору Фёдоровичу среди них повезло больше всех — он центральная фигура сразу двух фильмов: собственно «Адмирала Ушакова» и его продолжения «Корабли штурмуют бастионы». Кроме того, при Сталине вышли на экран исторические картины «Пётр I», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Георгий Саакадзе» и ряд менее известных.

Исторической правдой они, как и подавляющее большинство всех подобных лент всех остальных стран мира, пренебрегали. Например, в «Александре Невском» русские воины берут в плен магистра Тевтонского ордена, однако в реальности Герхард фон Мальберг в сражении не участвовал, а командовавший крестоносцами ливонский ландмейстер Андреас фон Фелбен благополучно сбежал. В «Адмирале Ушакове» британский моряк Горацио Нельсон, изучает тактические приёмы русского флотоводца, чего в истории не отмечено. Эпизод выдумал автор одноимённого романа, писатель Леонтий Раковский, а у него списал автор сценария драматург Александр Штейн…Подобные вольности ничем не отличаются, например, от изысков штатовского боевика «Патриот», где благородный американский повстанец Бенджамин Мартин, мстя за убитого сына, расправляется с жестоким английским полковником Уильямом Тавингтоном. Хотя на самом деле полковник благополучно вернулся домой, неоднократно избирался в парламент и пережил Мартина на полвека с лишним.

Однако чего в сталинском кино о России XIII–XIX вв. нет, так это доказывания преимуществ советского строя. Просто потому, что таковой там отсутствует. Киногерои живут в своих эпохах и никоим образом не покушаются на феодализм и самодержавие. И Ушаков не направляет пушки своей эскадры на Зимний дворец, и Суворов не напутствует на свержение царя юных декабристов… Интересно смотрела ли критикесса-халтурщица фильмы, о которых она порет свою чушь?