Панамский канал построен французскими инженерами в основном на французские деньги

фото Сергея Бережного

Переслегин Сергей Борисович:

Новую американскую стратегию сформулировал Теодор Рузвельт. Именно он положил начало и великому американскому флоту, и политике борьбы за Тихий океан. С середины первого десятилетия ХХ века вектор экспансии, по его мысли, следовало опять повернусь к западу. Позиционной основой новой стратегии была континентальная защищённость страны и контроль над Центральной Америкой, прежде всего — над зоной Панамского канала. Рузвельт не сомневался в том, что раньше или позже этот скандальный проект придёт к успешному завершению, и был озабочен лишь тем, чтобы управление каналом (построенным французскими инженерами и панамскими рабочими в основном на французские деньги) сконцентрировалось в руках США. С 1914 года Панама приобретает статус оперативного центра американской империи, стратегической магистрали, связывающей кораблестроительные восточные штаты и Тихоокеанский театр военных действий.

Французская «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» вела работы с 1881 по 1888 год. Потратив 300 млн долларов, она выполнила лишь треть работ, причём больше половины средств оказалось разворовано и компания обанкротилось. С тех времён слово «Панама» стало нарицательным обозначением крупной финансовой аферы с подкупом высокопоставленных чиновников. В ходе процесса над руководством компании обнаружилось, что её не совсем бескорыстно прикрывали многие ведущие политики, включая премьер министров Мориса Рувье и Шарля Флоке. Замазано оказалось столько должностных лиц, что расследование пришлось спустить на тормозах.

США потратили много больше денег. На выкуп концессии у французов ушло 40 млн долларов, на сами работы 400 млн. Сверх того пришлось заплатить 10 млн долларов сепаратистам департамента Панама республики Колумбия, который отделился от неё 3 ноября 1903 года. Колумбия отказала американцам в продлении выданной французам концессии, и президент Теодор Рузвельт в Вашингтоне немедленно озаботился правом панамцев на самоопределение. Естественно не просто так, а взамен на территорию площадью 1432 км², включающую будущий канал и его окрестности.

Вопреки вранью Переслегина, после отделения Панамы работами руководили инженеры из США Джон Стивенс и Джордж Геталс. При последнем воды Атлантического и Тихого океана соединились и 15 августа 1914 года по каналу прошло первое судно — американский пароход «Анкон». Эти факты общеизвестны, но если хочешь, чтобы вокруг забыли твоё либеральное прошлое, приходится не щадя сил клеветать на вашингтонский империализм.