Отец вертолётов Игорь Сикорский — украинец

Зеленский Владимир Александрович:

Ровно 130 лет назад в Киеве родился «отец вертолётов» — славный украинец Игорь Сикорский. Он блестящий пример инноватора. Уверен, что Сикорский всегда вдохновит новых украинских изобретателей не только в Киевском политехнике, но и по всей Украине, который каждый год обогащает мир новыми талантами.

Сикорский не был гражданином Украины — на момент его рождения такого государства не существовало и с созданной 7 ноября 1917 года Украинской Народной республикой его ничего не связывало. Игорь Иванович не являлся и этническим украинцем. Исследовав семейные корни конструктора, блогер workerbf приводит многочисленные документы и свидетельства, не дающие ни малейших оснований считать его украинцем.

Согласно ним, род матери Сикорского Марии Темрюк-Черкасовой — боковая ветвь князей Черкасских кабардинского происхождения (прибывший в Москву из Кабарды мурза Салтанкул — брат второй жены Ивана Грозного княжны Кученей).

Отец конструктора — профессор психологии Иван Сикорский, очевидно, имеет в своём роду польские корни (sikory в переводе с польского — синица). По убеждениям Иван Алексеевич был ярым черносотенцем и состоял в киевском Клубе русских националистов. Выступая в Клубе 7 февраля 1913 года с докладом «Русские и украинцы», он утверждал:

«От Архангельска до Таганрога и от Люблинского Холма до Саратова и Тамани живет одна и та же (в главных чертах) русская народность. Дробление на великоруссов, малороссов и белоруссов связано с несущественными и второстепенными, притом скорее лингвистическими, чем антропологическими особенностями, которые притом нередко и отсутствуют. В малорусском (по Костомарову — южнорусском) населении — тот же племенной состав, что и в великорусском, с незначительным только перевесом славянского элемента над финским. Этим антропологически, то есть по своей породе и природе исчерпывается всё русское население европейской России. Украинцев здесь нет! Их нет ни в живущих экземплярах, ни в кладбищном населении: нет ни на земле, ни под землёй. Поэтому, если за исходное основание для суждений и выводов взять физический состав населения, его породу и природу, то на Украине нет такого населения, которое обладает особой породой: здесь то же, что существует и за пределами Украины. Отсюда — естественный вывод, что «Украина» и «украинцы» — это термин скорее географический и политический, но не антропологический или этнический».

Столь же определённо Сикорский-старший высказывался 9 ноября 1910 года на предвыборном собрании в ходе выборов в Киевскую городскую думу:

«На Киев смотрит вся Россия. Петербург никогда не имел значения руководителя национальной жизни России. Москва после 1905 года также утратила нравственный авторитет в глазах национально-русского общества. Значение центра русской национальной жизни начинает переходить к Киеву, и на киевлянах лежит высокий долг перед городом и родиной: мы должны укрепить возникшую здесь русскую твердыню. Пора нам сказать: мы — сыны великого народа, и здесь, в историческом Киеве, хозяева — мы! Городское управление матери городов русских должно быть русским. Вот почему на выборах мы должны идти твёрдо и прямо, никому не кланяясь и ни у кого не заискивая. Мы должны решительно сказать: мы — русские, и Киев — наш».

Неудивительно, что воспитанный в такой семье Игорь Иванович называл себя русским и являлся прихожанином Николаевской церкви города Стратфорд, штата Коннектикут, относящейся к юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом. В письме историку Василию Галичу 30 августа 1933 года он указывал: «Мой род чисто украинского происхождения, из села на Киевщине, где мой прадед и прапрадед были священниками. Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определённой части России, рассматривая украинский народ как неотъемлемую часть России, так же, как Техас или Луизиана являются неотъемлемой частью Соединённых Штатов». То есть Украина была для Сикорского лишь одним из российских регионов, подобно Смоленской или Тульской губерниям.