Независимую Албанию создал православный епископ

Дугин Александр Гельевич:

По расселению албанцев проходила традиционная граница между византийским и католическим миром. У этого народа существует четыре конфессии — албанцы-сунниты (отуреченные албанцы), албанцы-бекташи (члены суфийской организации, имеющей, как в некоторых исключительных случаях, родовой, а не только инициатический характер), албанцы-католики и албанцы-православные. Несмотря на то что православные албанцы составляют меньшинство, именно эта группа стояла в центре национально-освободительной борьбы, и независимое государство Албания возникло благодаря православному епископу Фан Ноли, который и стал первым албанским правителем в 1918 году. Фан Ноли был однозначным сторонником России, и Русское Православие активно поддерживало его во всех начинаниях. Православные албанцы объединили под своим контролем всю нацию независимо от конфессии, но их главными противниками и соперниками были даже не столько католики, сколько греческий православный клир, традиционно укорененный в Албании! И снова на примере Албании мы сталкиваемся с геополитическим дуализмом в пост-византийском православном мире, где противостоят геополитические интересы Греческой и Русской Церквей. Фан Ноли сохранил свою прорусскую ориентацию и после Октябрьской революции, за что и был свергнут Ахмедом Зогом, будущим королем Албании.

Независимое государство Албания было провозглашено 28 ноября 1912 года, когда основатель Албанской православной церкви Теофан (Фан) Стилиан Ноли только что окончил Гарвардский университет в США и перебрался в Европу. На родину он приехал лишь в 1913 году, но ни тогда, ни в 1918 году молодой священник не мог даже и думать о руководстве страной, как, впрочем, и другие православные албанцы. Находясь под влиянием лояльной к турецкому султану Константинопольской патриархии, многие местные священнослужители (особенно греческого происхождения) прохладно относились к албанскому национальному движению и провозгласившего себя главой национальной церкви в американской эмиграции Фана Ноли считали опасным диссидентом. Свою многочисленную паству они ориентировали на сотрудничество с турецкими властями, что препятствовало ее участию в борьбе за независимость.

Мусульмане (разбавленные влиятельными на севере страны католиками) преобладали среди рядовых сторонников независимости. После свержения султана Абдул Хамида II революционерами-младотурками к национальному движению стали примыкать крупные османские сановники албанского происхождения, как правило, также мусульмане. Первым главой независимой Албании стал отставной губернатор Исмаил Кемаль-бей, против которого выступил бывший турецкий генерал Эсад-паша Топтани. Вскоре в стране воцарилась анархия, сопровождавшаяся вторжением сербских, итальянских и австрийских войск. Роль православных албанцев оказалась столь мала, что даже единоверная Сербия предпочла договариваться не с ними, а с мусульманином Эсадом-пашой.

Албанию Фан Ноли возглавил лишь 17 июля 1924 года в ходе восстания под демократическими лозунгами. Никакой реальной поддержки полураздавленная большевиками Русская Православная Церковь, естественно, ему оказать не могла, да и не помогло бы. Пламенный проповедник, вдохновенный поэт и знаток 13 языков оказался никудышным политиком, а установление дипломатических отношений с Советским Союзом дало повод объявить его скрытым большевиком. Уже через полгода после прихода Ноли к власти отряды одного из его предшественников, полковника Ахмеда Зогу (фамилия не склоняется), вторглись в страну с территории Югославии и свергли премьера-епископа. По иронии судьбы, ударной силой армии Зогу стали православные русские белогвардейцы. Ноли пришлось сбежать сначала в Италию, а затем в США, где он и умер в 1965 году.