К середине декабря 1941 года мы уничтожили 9 тысяч немецких самолётов. Кожедуб сбил в Корее 17 американцев

Фото Александра Миридонова

Мединский Владимир Ростиславович:

В первый же день войны — 22 июня 1941 года — немцы потеряли 300 самолётов. Совинформбюро в середине декабря сообщило об уничтожении 13 000 немецких самолётов. Пропаганда? Да. Однако сегодня серьёзные исследователи представляют точные расчёты: всё равно — более 9000 (Корнюхин Г. Воздушная война над СССР. 1941. М., 2008). Не такая уж большая разница.

«Война. Мифы СССР. 1939–1945»

Кожедуба отправили командовать секретной советской лётной частью, помогавшей корейцам. Летали наши лётчики без документов, погон, с опознавательными знаками ВВС Кореи. Кожедубу, как уже тогда «узнаваемому лицу» в СМИ, было вообще запрещено участвовать в боевых вылетах, не дай бог: собьют — будет скандал на весь мир, официально наши в Корее не воевали. Потому только — заниматься общим руководством, лётной подготовкой, инструктажем, обучением. Никто не знал, где он, даже жена. Но как было молодому лихому парню — и самому не летать? Отсиживаться за спинами подчинённых? И командир всех советских лётчиков в Корее Иван Кожедуб тайно, зачастую ночью — летал на боевые задания. За несколько месяцев на его счету 17 сбитых американских самолётов.

Заглянув в указанную книгу, видим таблицу, в которой действительно имеются 9273 сбитых самолёта Люфтваффе, но в очень странной графе: «Теоретические потери на «Восточном фронте». Под этой графой размещена другая: «Потери на «Восточном фронте» по советским данным», где значатся только 4200 самолётов, а под ней — третья: «То же по современным российским источникам», которые дают всего 2213 уничтоженных самолётов.

В чём разница? «Современные российские данные» взяты из документов генерал-квартирмейстера Люфтваффе, приведённые российскими исследователями Алексеем Заблотским и Романом Ларинцевым. «Потери на «Восточном фронте» по советским данным» взяты из справочника «Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. в цифрах». Ну а теоретические потери — это количество немецких самолётов в строю к началу 1941 года плюс количество поступивших в течение года минус оставшиеся к 1 января 1942-го и минус 1300 сбитых на других фронтах.

Мединский строит из себя дикого папуаса, не знающего, что большие железные птицы не только клюют друг друга, но и гибнут по причине разного рода аварий и катастроф, списываются по причине износа, а также продаются в другие страны. Зато Корнюхин это понимает и потому в работе «Советские истребители в Великой Отечественной войне» пишет: «Всего с 22 июня по 10 ноября 1941 года Люфтваффе потеряли, в основном на Восточном фронте, 5180 самолётов». Вычтя 1300 погибших над Европой, Северной Африкой и Средиземным морем, мы получим 3880 потерянных на Восточном фронте по 10 ноября, что прекрасно сочетается с 4200 потерянных до 31 декабря.

А как же германская статистика? Заблотский и Ларинцев особо подчёркивают, что в неё «не включены повреждённые и списанные машины, самолёты, уничтоженные на аэродромах, потери по небоевым причинам (за исключением пропавших без вести)».

Таким образом, с учётом потерь авиации союзников Германии у гитлеровской коалиции на Востоке выходит около 5 тысяч уничтоженных или списанных аэропланов, из которых 22 июня, согласно тем же авторам, потеряно 78 германских самолётов, а не высосанные из профессорского пальца три сотни. Советской авиации не нужны столь дешёвые подтасовки, а лучший истребитель СССР Иван Кожедуб не нуждается в приписанных ему американских самолётах в Корее.

Вопреки мединской болтовне он в Корейской войне в воздушных боях не участвовал ввиду строжайшего запрета, а только командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, изрядно трепавшей противника. Другое дело, что список из 62 официальных воздушных побед Ивана Никитича стоит уточнить. Есть сведения, что помимо прочих в него не попали румынский истребитель польского производства PZL Р.24, заваленный 11 апреля 1944 года, и «Мессершмитт-109», уничтоженный 8 июня того же года. Заслуживает проверки информация о самолётах, погибших под огнём Кожедуба, но начисленных по приказу командования на счёт молодых лётчиков… Но это немалый труд, а ляпнуть очередную сплетню куда проще.