Гданьские судоверфи и автобусы «Икарус» остались в прошлом
Ищенко Ростислав Владимирович:
«Шкода» — едва ли не единственное крупное восточноевропейское предприятие, продолжающее работу, поскольку им забесплатно заинтересовался «Фольксваген». Автобусы «Икарус», «Трабанты» и «РАФ», гданьские и ростокские судоверфи остались в «проклятом прошлом».
Падение социалистических режимов в Восточной Европе и республиках Советского Союза привело к закрытию многих крупных предприятий. Однако заявляя о закрытии всех, кроме чешского автозавода «Шкода», и утверждая, что тот достался Volkswagen Group бесплатно, Ищенко врёт. Согласно контракту 28 марта 1991 года, за 31% акций Skoda Auto германский концерн заплатил Чехии 620 миллионов марок, а затем приобрёл остальные акции. Продолжает работать и другое крупное чешское автомобильное предприятие Tatra Truck, хотя и в многократно меньших объёмах, чем при социализме, когда выпускалось свыше 10 тысяч машин в год (в 2016 году — 1326 грузовиков, в 2017-м — 1481, в 2018-м — 851).
Автомобили Trabant выпускались в 1958–1991 гг. заводом Sachsenring («Кольцо Саксонии») в городе Цвиккау. После вхождения Германской Демократической республики в состав Федеративной республики Германия, завод не закрылся. Он поглощён тем же «Фольксвагеном» и работает как его подразделение.
Венгерский Ikarus прекратил работу в 2003 году, но сейчас возрождён венгерским бизнесменом Габором Селешом, хотя и в многократно меньшем масштабе — сотни машин в год вместо прежних 12–13 тысяч. Среди новых моделей электробус, производящийся вместе с китайским концерном CRRC, троллейбус, выпущенный совместно с Skoda Auto и другие.
Гданьская верфь имени Ленина, с забастовок на которой в 1980 году начал свою деятельность профсоюз «Солидарность», с 2013 года и правда существует исключительно как музей и за счёт сдачи площадей в аренду. Однако наша читатель Юлия отметила, что в Гданьске имеются и действующие предприятия того же профиля. Например, Gdanska Stocznia Remontowa не только ремонтирует суда, но и является одним из ведущих поставщиков польского флота. С 28 ноября 2017 года в строю находится построенный на верфи тральщик «Баклан», а два других — «Альбатрос» и «Чайка» достраиваются.
Ростокская судостроительная компания Neptun Werft также продолжает работать. В 1997 году она слилась с Meyer Werft из Папенгейма в концерн Meyer Neptun Group. В 2014 году концерн приобрёл в финском Турку крупнейшую в Европе верфь, ранее принадлежащую южнокорейской STX Corporation.
Лишь пример из Латвии соответствует действительности. Автозавод РАФ обанкротился, как и выпускавший радиоприёмники с магнитофонами ВЭФ, Рижский вагоностроительный завод и другие предприятия. Наряду с ними Ищенко вполне мог найти множество реальных символов социалистической экономики, не выдержавших перехода к капитализму, но ввиду лени и пристрастия к халтуре он как нарочно подобрал действующие.